В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Великий Замысел

Великий Замысел — есть Замысел Бога, реализуемый Им в форме существующего Мироздания и его Порядка бытия в вечности. Великий Замысел отвечает цели Бога и воплощен в предельно совершенном становлении Мироздания — в становлении, но не существовании в некой неизменности чего бы то в нём ни было. Отсюда единое динамическое начало в основе всего существующего и единая процессуальная организация природы мироустройства, реализованного в нескончаемом преемственно организованном уникально-аксионном иерархически возобновляемом развитии, а также существующая структура Мироздания, включающая потенциально вечные миры и конечные вселенные. Великий Замысел представлен всем тем, что мы наблюдаем, тем миром, в котором мы существуем, и тем Порядком бытия, который сформирован. Основой Великого Замысла является реализация цели Бога, воплощенная в напряженное эволюционное движение Мироздания, обеспечивающее нескончаемое и при этом нетавтологичное саморазвитие Бога. См.: Бог — Наивысшее Организующее Начало Мироздания; Цель Бога и ее реализация; Мироздание; Метамир; Мир вселенных; Вселенная; Цель бытия Вселенной; Вечность (существо и природа); Фундаментальные основания мироустройства; Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа; Уникальность (в организации мироустройства); Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Тавтологичность и организация мироустройства; Эволюция (универсальный механизм эволюции); Цель существования человечества.
Великий Замысел состоит в такой организации системы Мироздания и такой организации Порядка её бытия, что эта система способна нескончаемо продуцировать аксионный (космологически ценный, пригодный для реализации последующего эволюционного движения) опыт, которой позволяет Богу реализовать нетавтологичное собственное саморазвитие в вечности. В соответствии с Великим Замыслом система Мироздания построена иерархически организованной, включающей в себя, как минимум, Метамир, его составляющие миры и вселенные. При этом она сформирована предельно совершенной в преемственном становлении, возобновляющем ее иерархическую организованность, и потому эта система может быть лишь относительно совершенной во всяком своем текущем наличествовании, которое именно по этой причине является преходящим. Предельное совершенство становления состоит в его уникальной аксионности, способной обеспечить посредством нескончаемого становления Мироздания вечное и при этом  нетавтологичное саморазвитие Бога. 
Великий Замысел стал доступен нашему пониманию лишь ныне благодаря тому, что появился новый способ (парадигма) эпистемного сознательного восприятия, существенно более адекватно отражающий реальность, чем это реализует традиционная парадигма. Новая парадигма позволяет воспринимать на сознательном уроне единое динамическое начало мироустройства и общую организацию Мироздания, а также Порядок его бытия. Без восприятия всех этих основ мироустройства понять Великий Замысел невозможно. В то же время понимание Великого Замысла позволяет понять наше место в системе Мироздания, наше космическое предназначение и нашу космическую обусловленность. См.: Эпистеме; Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия; Цель существования человечества; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека.