В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Сознание человечества и сознательная (метасознательная, сверхметасознательная) Вселенная

В условиях нынешнего архаического способа традиционного сознательного восприятия существует множество заблуждений. Так, на простой вопрос: обладает ли Вселенная сознанием, ответ, как правило, является отрицательным. Однако если часть целого обладает определенным свойством, то, разумеется, этим свойством обладает также и целое. Поэтому, если человечество, как часть Вселенной, обладает сознанием, то очевидно и целое, представляющее собой Вселенную, обладает сознанием. См.: Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Вселенная; Сознание (существо и природа).
В самой постановке такого вопроса уже подразумевается, что мы не воспринимаем себя органической частью Вселенной и не понимаем самой Вселенной. Существующая архаическая система (парадигма) сознательного восприятия строит миропонимание в противопоставлении человека всему прочему миру. В действительности Вселенная с очевидностью включает нас в свою систему как структурную часть. Распространённое заблуждение, приведшее к антропоцентризму и нашему космологическому паразитизму, полагает, что мы обладаем сознанием — и это есть вершина всего, что только возможно в природе, а Вселенная — ещё и неизвестно. Мы допускаем, что кто-то во Вселенной также обладает сознанием. Поэтому уверены, будто с теми кто, как и мы наделён сознанием, можем договориться и совместно еще лучше паразитировать во Вселенной, словно мы все не часть Вселенной и не ею порождены, а являем собой нечто лишь населяющее Вселенную. См.: Понимание; Космологическое паразитирование человечества; Космические цивилизации.
Поскольку человек объявляет себя вер­шиной эволюционного развития Вселенной, в котором мы появились неким чудесно случайным образом, то всё, что мы для себя решили полезным, то и составляет высшую ценность. В системе подобных представлений мы не исключаем, что существует Бог (Высшая Реальность) и отношения в этом случае нужно строить с Ним, а больше не с кем. Бога же мы воспринимаем так же, как и всю Вселенную, исключительно исходя из нашего космологического паразитирования. Достаточно отметить, что Рай мы себе мыслим как место нашего паразитирования в предельно высоком блаженстве, а Ад — как место нашего паразитирования в предельно высоких муках. У Бога в нашем воображении нет иных забот, как содержать и обслуживать паразитирующее человечество. Нынешний человек в принципе не способен себя мыслить вне космологического паразитирования. Нам и в голову не приходит, что следовать нужно тому Порядку, который определен Богом и которым следует весь Мир и наша Вселенная. Этот Порядок предполагает наше участие, как части Вселенной, в ее эволюционном движении. Мы же строим свою жизнь, исключительно исходя из наращивания потребления ограниченных ресурсов Вселенной с единственной целью дальнейшего всё более высокого их потребления и достижения все больших наслаждений. На всё это можно сказать только одно: как понимаем, так живём и так умираем — живем в системно обусловленных страданиях и умираем в муках уничтожения нашего космологически ненужного существа. См.: Бог — Наивысшее Организующее Начало Мироздания; Цель Бога и ее реализация; Эволюция Вселенной; Цель существования человечества.
Ныне существующая Вселенная с очевидностью обладает не только сознанием, но также метасознанием и сверхметасознанием, что не означает, будто вся природа должна быть сознательной или метасознательной. Наши процессы не все являются сознательными, тем не менее, себя мы воспринимаем сознательными. Также и Вселенная не может во всех своих процессах быть сознательной, метасознательной или сверхметасознательной, что и не является необходимым. См.: Метасознание (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы).
Фактор сознательной, метасознательной и сверхметасознательной организованности Вселенной проявляет себя в развитии сознательных, метасознательных и сверхметасознательных цивилизаций в решении ими задач последующего развития процессуальной организованности Вселенной. Именно цели развития Вселенной подчинены достигаемые ею уровни сознательной, метасознательной, сверхметасознательной и последующей организованности, но не цели космологического паразитирования этих уровней, что придумало себе человечество. См.: Цель бытия Вселенной.
Человечество давно должно было дорасти до понимания собственного места в системе Вселенной и восприятия своего сознания и самих себя как части Вселенной, однако этого до сих пор не произошло.
Космологическое существо сознания и его значение в эволюционном движении Вселенной рассмотрены в статьях: Вселенная; Эволюция Вселенной; Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы). Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека.