В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Бог — Наивысшее Организующее Начало Мироздания

Бог (лат. deus, греч. theos) — Наивысшее Организующее Начало Мироздания; иерархически Наивысший Уровень Организованности Мироздания, целенаправленно формирующий структуру Мироздания и управляющий порядком его бытия. В отличие от традиционных религий метарелигия эпистеме утверждает познаваемость реального Бога и Его Порядка, что является обязанностью нашего сознания, иначе невозможно осознанное построение нами своей жизни в следовании Богу и Его Порядку. См.: Эпистеме; Мироздание; Метарелигия; Метарелигия «Космической сопричастности»; Метарелигия и наука; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека.
Бог выстраивает структуру Мироздания (включая Метамир, миры вселенных и вселенные) и организует его возобновляемое уникальное и при этом аксионное (онтологически ценное) иерархическое развитие. Опыт развития Мироздания в сформированной Богом обусловленности — в упорядоченной преемственной определенности и неопределенности становления, реализуемого в развитии, всегда строится аксионным и всегда уникальным, что необходимо Богу в формировании собственного нескончаемого уникально-аксионного нетавтологичного саморазвития, обеспечивающего Его вечную юность, необходимую, в том числе в возобновляемом управлении Мирозданием. См.: Цель Бога и ее реализация; Великий Замысел; Познаваемость Бога; Метамир; Мир вселенных; Вселенная; Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового; Тавтологичность и организация мироустройства; Память вселенных, миров вселенных, Мироздания (существо и природа); Вечность (существо и природа).
В нынешних естественнонаучных представлениях Миром правит случайность, в то время как в действительности Миром правит Порядок, а случайность (фундаментальная случайность, казуальность) формирует его уникальность, которая является необходимым условием нетавтологичной вечности бытия.