В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия

1. Парадигма эпистемного (достоверного) сознательного (ноуменального) восприятия — есть новая парадигма (новый способ) трансляции феноменального восприятия в ноуменальное восприятие, отвечающая современному уровню развития нашего сознания и обеспечивающая сознательное восприятие мира в ноуменальных понятиях и категориях адекватных его реальной процессуальной (динамической) природе; новый способ сознательного ноуменального восприятия ориентированный на познание, как внешних проявлений, так и внутренней сущностно процессуальной природы мира, его объектов и явлений. См.: Эпистеме; Ноумен; Восприятие сознательное (ноуменальное); Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Сознание (существо и природа); Сознание человечества и его космологическое предназначение; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические).
Парадигма эпистемного сознательного восприятия сформирована в преодолении ограниченности парадигмы традиционного сознательного восприятия, созданной во времена неолитической революции, но применяемой и поныне, а также в преодолении ограниченности ныне применяемой в науке парадигмы формализованного сознательного восприятия, во многом базирующейся на традиционной парадигме. См.: Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия.
Любая парадигма сознательного восприятия представляет собой способ ноуменолизации феноменально воспринимаемой реальности, осуществляемый путём упрощения этой реальности в том или ином аспекте и в той или иной мере. В принципе разнообразие возможных вариантов упрощения одной и той же феноменально воспринимаемой реальности, реализуемого в её ноуменолизации (трансляции в ноумены), в специфике этого упрощения практически ничем не ограничено, что определяет аналогичное практически неограниченное разнообразие возможных парадигм сознательного восприятия. Разумеется, далеко не всякий вариант упрощения воспринимаемой реальности позволяет решать те задачи, которые стоят перед сознанием. Как минимум необходимо, чтобы принятая парадигма не только соответствовала достигнутому уровню развития сознания, но и способствовала его дальнейшему развитию. При всем при этом никакая парадигма не может быть буквально адекватной реальности, ибо отражением адекватным реальности может быть только сама реальность. В настоящее время применяемая традиционная парадигма с очевидностью не отвечает современному уровню развития нашего сознания и тем задачам, которые стоят перед нами. 
Новая парадигма эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия по сравнению с традиционной парадигмой представляет собой качественно более совершенный и существенно более адекватный реальности способ сознательного восприятия. Если традиционная парадигма генезисом своего создания ориентирована на сознательное восприятие объектов и порядка их движения лишь только в их внешних проявлениях, то эпистемная парадигма ориентирована на сознательное восприятие также и внутренней природы воспринимаемых объектов и порядка их движения.
2. Высокая эффективность новой парадигмы определяется ее способностью воспринимать внутреннюю природу реальности, чему мало приспособлена традиционная парадигма. Реальность мироустройства сущностно динамична и в своих основаниях представлена исключительно и только преемственно организованным становлением преходящих событий. Поэтому парадигмально традиционный способ, базирующийся на остатиченном восприятии реальности (в остатиченных понятиях и представлениях), попросту не отвечает реальной действительности, в частности порождает глубоко ошибочные идеи непрерывного существования и движения объектов. В действительности сама природа не в состоянии воспринимать, что бы то ни было вне дискретных событий. Все, что происходит, в том числе всякое восприятие, происходит только в преходящих дискретных событиях и ничего вне событий не происходит. Все реализуется и в реализованном состоянии существует исключительно и только в преходящих дискретных событиях, которые воспринимаемы природой и могут восприниматься нами, как ее частью. Непрерывное существование и движение реализованных объектов, в том числе между событиями, — есть иллюзия, порожденная весьма грубым отражением лишь внешних проявлений реальности. См.: Событие — нечленимый элемент (акт) бытия.
Традиционная парадигма самим порядком своего создания не приспособлена к восприятию внутренней сущностно динамической природы мира и потому во множестве продуцирует ошибочные понятия, категории и представления, начиная с уже упомянутых категорий непрерывного существования и движения, которые не имеют никакого отношения к действительности.
3. Парадигма эпистемного сознательного восприятия исходит из убеждения наличия в природе единого динамического начала единственного в основании мироустройства. Существо этого единого динамического начала состоит в нескончаемом движении преемственно организованного становления событий в их относительном разнесении. См.: Фундаментальные основания мироустройства; Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало.
В реальной реализованной природе ничего кроме преемственно организованного становления и относительного разнесения событий нет. Необходимость разъединения и относительного разнесения событий определяется тем, что иначе невозможно множество различимых событий. Последовательное разнесение событий образует понятие времени, параллельное — понятие пространства. См.: Пространство и время (действительное существо и природа оснований).
События преходящи, поэтому сами по себе они существовать не могут, все они существуют только в преемственно организованном становлении, что образует процессы. То есть события существуют исключительно в процессах. Становление (возникновение, разрушение, изменение) процессов также реализуется в событиях. Эти события в свою очередь существуют в структуре иерархически более высоко организованных процессов, становление которых реализуется в событиях процессов иерархически следующего уровня и т.д., что в конечном итоге формирует целостную иерархически организованную процессуальную систему Вселенной. Исключительно посредством различной организации процессов строится все разнообразие мира — всех его объектов и их движения. В этой организации в случае зацикливания процессов (зацикливания событий преемственного становления процессов) формируются квазистатические объекты, которые толкуются традиционной парадигмой как статические (вещественные) объекты, к примеру, частицы обладающие массой покоя, атомы, молекулы и т.д., а динамические не зацикленные процессы образуют движение (относительное разнесение) квазистатических процессов как целостных образований. Эти динамические процессы в определенных случаях также могут быть зациклены и т.д. См.: Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа; Вселенная; Целостность.
4. В организации мироустройства существо, специфика и предназначение самих событий состоит исключительно в том, что в них формируется фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения следующих событий. В тех событиях формируется новая преемственная организованность становления и относительного разнесения следующих событий и т.д. Между событиями существует только фактор преемственной организованности становления событий, содержание которого изменяется единственно и только в самих событиях. Между событиями ничего не происходит и все, что происходит, происходит только в событиях. См.: Фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения событий — хеприферентность; Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя).
Новая парадигма утверждает, что единого динамического начала достаточно, чтобы построить все бытие Мироздания во всем его разнообразии, в том числе сформировать все динамические и статические конструкции. Динамические конструкции строятся исходя из не зацикленного динамического начала, а статические (точнее квазистатические) конструкции строятся путем ротационного зацикливания динамического начала (динамических процессов). Динамическое начало, будучи первичным, представлено преемственно организованным становлением и относительным разнесением событий, в которых формируется новая преемственная организованность становления и относительного разнесения следующих событий и т.д. В отличие от данных представлений, обусловленных фактической реальностью, архаическая традиционная парадигма утверждает наличие в началах мироустройства неких статических оснований, что требует хоть какого-то объяснения природы этих оснований, но это оказывается невозможным. Кроме этого традиционная парадигма вынуждена вводить также и динамическое движущее начало, природу которого в подобных представлениях она также не способна объяснить. В действительности динамическое движущее начало, будучи различным образом упорядочено, формирует и реализует все вещи — все объекты, всё движение и все явления. Разумеется, парадигма эпистемного ноуменального восприятия не сводится лишь к идее единого динамического начала, остальные не менее важные ее положения изложены в статьях настоящей краткой энциклопедии и существенно полнее и шире в системе базовых статей «Эпистеме».
5. Исходя из единого динамического начала мироустройства, а также наличия унифицированных для всей природы Вселенной причинно-следственных отношений, можно эффективно объяснить все существующее; см.: Фундаментальные основания мироустройства; Причинность (существо и структура). В том числе:
единые основания природы Мироздания и всего сущего, всех объектов и их движения;
природу бытия, природу всех вещей и всех фундаментальных законов, а также порядок их эволюционного создания;
иерархическую организацию системы Мироздания;
цель и смысл существования Мироздания, миров и вселенных;
Наивысшее Организующее Начало Мироздания — Бога, Его цель и Им организованный Порядок;
существо и порядок организации и реализации бытия Мироздания;
начало возникновения Вселенной, ее исходную организацию в системе Мира вселенных, порядок развития и конец ее бытия;
существо и механизм эволюционного движения Вселенной, механизм создания элементной базы вещества, фундаментальных законов и констант, фундаментальных взаимодействий; механизм всего последующего развития Вселенной;  
существо и природу пространства-времени, порядок его эволюционного создания;
существо неживой природы, живой, сознательной, метасознательной и всей последующей, порядок их возникновения и развития;
прошлое, настоящее и будущее Вселенной, что было до нашей Вселенной и что будет после окончания ее бытия;
космологическую цель бытия человечества, наше космическое предназначение;
космологически надлежащий порядок нашего бытия, обеспечивающий высокое качество жизни людей и определенное преодоление ими в смерти уничтожения; прошлое, настоящее и будущее человечества; 
и т.д.
Фактически речь идет о новой революции в системе нашего восприятия Мира и самих себя в нем, о качественно новой организации нашего бытия, перестройки его порядка с нынешнего космологически паразитического, на порядок, отвечающий нашему космическому предназначению, что формирует жизнь людей в высоком качестве, а их смерть — в определенном преодолении уничтожения. Существо парадигмы эпистемного сознательного восприятия раскрывается во всей системе статей «Эпистеме». См.: Цель существования человечества; Смысл жизни человечества и человека; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека; Космологическое паразитирование человечества; Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения; Апокалипсис самоуничтожения человечества (реальность оснований); Смерть — истина уничтожения и сохранения; Преодоление проблемы, препятствующей нравственной эволюции человечества; Спасение человечества (единственный путь преодоления самоуничтожения); Преодоление в жизни страданий, а в смерти — уничтожения, достижение высокого качества посмертного состояния; Конец бытия человечества и что нас ждет дальше.