В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Память психики (природа и местонахождение)

1. Память — способность запоминать, сохранять и воспроизводить в психике прежние впечатления, ранее накопленные знания и прошлый опыт. Под памятью понимают также процессы организации и сохранения в системе психики знаний, делающие возможным их повторное использование.
Местопребывание памяти современная наука ищет в структурах головного мозга. Полагается, что при запоминании в нейронных сетях или в молекулярных структурах записываются и сохраняются энграммы — некие изменения в головном мозге или, говоря другими словами, следы запоминания. Предполагается, что энграммы психических гештальтов (понятий, образов, представлений и т.д.) сохраняются в форме топологических, голографических, молекулярных или неких иных структур, которые, будучи сформированы в головном мозге, существуют там непрерывно (до тех пор, пока эти энграммы сохраняются). Подобные представления порождены традиционным способом сознательного восприятия, который был создан во времена неолита и столь глубоко упрощает реальность, что не позволяет понять ее природу, в том числе природу памяти. См.: Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Гештальт (в психологии).
2. Прежде чем искать некие энграммы (следы памяти) в структурах головного мозга следует ответить на простой вопрос: где и как записаны качества различения (свойства), к примеру, атомов или молекул как целостных образований и вообще любых других объектов, то есть, где записи свойств объектов, позволяющие объектам вспоминать эти свои свойства. То же самое можно сказать и о правилах движения объектов — где и как ими запомнены (где у них записаны) эти правила. Тогда мы поймем, где и как записаны психические гештальты в качествах их психического различения. Вполне понятно, что ответ один — нигде не записаны, ибо все свойства и все качества различения любых объектов (которые все процессуальны, не процессуальных объектов в природе нет, как нет и непроцессуальных психических гештальтов) существуют только в отношениях и только в становлении, а не в форме неких статических структур или неких статических записей на некие структуры. В природе существуют лишь процессуальные объекты, в частности психические процессуальные гештальты, которые реализуются в причинной обусловленности и в этой реализации, осуществляемой во взаимодействии, проявляют свои свойства, в данном случае свойства психического различения. Если мы восприняли и запомнили психический гештальт, то это вовсе не означает, что некий его образ записывается в каких-либо структурах головного мозга. Человеческий мозг — это не примитивная кибернетическая (компьютерная) система, в которой реальным объектам (свойствам реальных объектов) ставятся в соответствие условные нами придуманные символы, которые записываются на некие носители, а затем ими механистически оперируют в соответствии с механистическими алгоритмами (и механически осуществляемыми действиями). См.: Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя).
Если исходить из действительной организации мироустройства, которую позволяет воспринимать новая парадигма эпистемного сознательного восприятия, то понять, как формируются, каким образом реализуются и где в действительности существуют качества различения (свойства) объектов, в том числе психические гештальты в качествах их психического различения, а, следовательно, ответить на вопрос где существует память, как она формируется и как утрачивается не сложно. См.: Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия; Понимание; Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности; Сознание (существо и природа).
3. Природа памяти в сути своей та же, что и природа психики и сознания. Память, как и все существующее в природе, процессуальна и потому не записана ни на каких статических носителях или в форме неких статических структур, как этот себе мыслит традиционный способ сознательного восприятия, предельно упрощающий реальность. Подобные представления порождены архаической парадигмой традиционного сознательно восприятия, выхолащивающей динамическое начало реального мира и потому лишающей нас возможности понять его природу. См.: Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа.
В основании мироустройства существуют только преходящие события и преемственная организованность их становления в относительном разнесении. Фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения событий сохраняется без изменений между событиями и изменяется в самих событиях. Можно сказать, что этот фактор существует в хеприферентных отношениях между событиями и формируется в самих реализуемых событиях. Существо событий состоит в формировании ими нового содержания фактора преемственной организованности становления и относительного разнесения следующих событий, а в тех — следующих событий, и т.д. События преходящи, поэтому сами по себе они существовать не могут. Все события существуют только в преемственно организованном становлении. В результате выстраиваются упорядоченные последовательности событий, которые образуют процессы. Различная организованность процессов (различная организованность преемственного становления последовательностей событий) формирует все разнообразие мира и его движения. Всё существующее, включая объекты неживой природы, живой природы, психики, сознания, памяти и т.д. — все процессуально. При этом организованность процессов — суть организованность всех без исключения объектов, формируется и реализуется в событиях, но не существует в них, так как события преходящи, а существует в преемственных отношениях между событиями — в хеприферентности. В этой связи можно утверждать, что в природе существует универсальная «память», обеспечивающая сохранение преемственной организованности становления событий, что образует процессы и процессуальные системы, и эта память — хеприферентна. См.: Фундаментальные основания мироустройства; Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения событий — хеприферентность; Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя).
4. Психика (сознание) ни в какой момент не бывает и не может быть реализована во всей полноте всего множества её образующих процессуальных гештальтов. Все, что не реализовано в текущий момент, толкуется как ее память. Проблема с пониманием природы памяти та же, что и проблема с пониманием природы любого другого объекта, которые все процессуальны и одновременно никогда не являются реализованными во всей системе их составляющих процессов. Организованность объекта (любой сложности) как целостного образования существует только в хеприферентности, а не в событиях составляющих его процессы, которые все и всегда преходящи. Процессы, образующие объект, реализуются в преемственной организованности их становления, которая формируется в причинной обусловленности (в том числе в обусловленности фактором целостной организованности этого объекта). Точно также и память (психика) существует не в реализованном состоянии, а в хеприферентном и реализуется по мере необходимости в соответствии с существующим порядком причинности. Содержание процессуальных структур психики существует в хеприферентности в форме хеприферентных структур — холосных структур хеприферентности, обладающих в системе психики тем или иным архетипическим (хеприальным) весом. Именно это хеприферентное содержание психики и есть память данной психики. Всякое припоминание психических гештальтов — есть причинно обусловленная реализация холосных структур организации этих гештальтов. См.: Целостность; Холосность — интеграционный фактор в организации мироустройства; Хеприальность — синхронизирующий и синхронно организующий фактор в основаниях мироустройства; Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства.
Все сказанное отражает обычный порядок реализации и реализованного существования процессуальных объектов в природе, который является универсальным, будь то объектов неживой природы, живой природы, психики, сознания, памяти и т.д. В свете сказанного совершенно бессмысленно искать некие записи (энграммы) психических гештальтов в структурах головного мозга. Необходимо искать (исследовать) процессы иерархически третьего уровня, которые реализуются на основе физиологических (церебральных) процессов головного мозга. Эти процессы вполне поддается и восприятию и познанию.
Таким образом, память представляет собой упорядоченную структуру процессуальной (холосной) организации психики, которая существует в хеприферентности и проявляет себя в соответствии с существующим порядком причинности в событиях реализации тех или иных ее составляющих структур — что воплощается в реализуемые психические процессы. При этом свойства психического различения этих процессов реализуются в самих событиях. Физиологическая процессуальность головного мозга с ее нейронными сетями и связями является той средой, которая позволяет реализовать психические процессы. Сами психические процессы являются процессами иерархически следующего уровня, чем церебральные процессы уровня живой природы, поэтому все они обладают качественно (эмерджентно) новыми свойствами — свойствами психического различения. См.: Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности.
Так как психические процессы реализуются в соответствии  с существующим порядком причинности то, чем выше архетипичность (хеприальный вес) процессуальной (холосной) организованности психического гештальта, тем легче его реализация — припоминание. Утрата в системе психики (сознания) архетипичности (хеприального веса) гештальта приводит к прекращению его реализации — к его забыванию. См.: Причинность (существо и структура).
5. Итак, местонахождение памяти (как и местонахождение психики, сознания) не локализовано в форме неких статических структур в системе головного мозга. Сама идея памяти в форме непрерывно существующих статических структур абсурдна. Церебральные процессы головного мозга являются процессуальной средой позволяющей в соответствии с существующим порядком причинности реализовать на ее основе процессы иерархически следующего уровня — психические процессы (психические гештальты). Поэтому в любой приемлемой и свободной части головного мозга, способной по своим нейронным связям реализовать тот или иной психический процесс, он может быть реализован в этой части в соответствии с существующим порядком причинности. См.: Сознание (существо и природа); Паранормальные явления психики (пси-феномен) — существо и природа; Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы).
Вся система структур холосной организованности сознания (психики), которые в реализации воспринимаются как образы, понятия, представления и т.д., прегнантно упорядочена, что обусловлено целостной организованностью сознания и определяет его целостную организованность. В общем случае именно данный фактор холосной целостной организации сознания упорядочивает его память. При этом припоминание гештальтов — есть реализация в причинно сформированных процессах холосной организованности этих припоминаемых гештальтов, наличествующих в хеприферентности в прегнантно упорядоченной структуре холосной организованности всей системы психики индивидуума. Вполне понятно, что припоминание гештальтов реализуется, как уже сказано, тем легче, чем выше хеприальный вес (архетипичность) их холосной организованности. Отсюда забывание — есть снижение архетипичности холосной организованности гештальтов в системе психики индивидуума, что, соответственно, затрудняет их причинно формируемую реализацию.  
Важно, что память проявляет себя только в становлении — в реализации припоминаемых психических процессов (гештальтов). Та же самая память в аспекте фактора ее целостной и в то же время структурированной организованности (процессуальной организованности гештальтов) существует только в хеприферентности в форме холосной организации гештальтов. Всякое запоминание гештальтов — есть процесс прегнантного встраивания холосной организации этих гештальтов в целостную холосно организованную систему психики (сознания), а припоминание — есть процесс причинно обусловленной реализации холосно организованных гештальтов. Исходя из данного понимания памяти, можно говорить о «памяти» Вселенной, «памяти» Мира вселенных, «памяти» всей системы Мироздания, носителем которой (также как и нашей памяти) является хеприферентность, обуславливающая преемственную организованность становления процессов бытия этих объектов. Всё это подробно рассмотрено в системе основных статей «Эпистеме», см. также: Память вселенных, миров вселенных, Мироздания (существо и природа).