В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Бог в современном восприятии, познании и понимании

1. Архаичность ныне существующих представлений
Разнообразие существовавших в прошлом и ныне существующих толкований Бога, их неоднозначность и чрезмерная упрощенность обусловлены архаическим способом (парадигмой) традиционного сознательного восприятия, созданным во времена неолита, но сохранившимся и применяемым поныне. Вся система нашего мировоззрения во всех его вариантах, в том числе философское, естественнонаучное, теологическое, оккультное и бытовое — все базируются на одном и том же архаическом способе сознательного восприятия, поэтому все они в базовых основаниях схожим образом ограничены. В результате современная физика не понимает природу оснований мироустройства (имеется в виду природа, а не структурные основания). Биология не понимает природу жизни. Психология  не понимает природу психики, сознания, памяти, креативности, природу паранормальных психических явлений. Философия не понимает наше космическое предназначение и наше место в эволюционном движении Вселенной. Теология не понимает природу Бога и Им установленного Порядка, не понимает нашу космическую обусловленность и наш надлежащий порядок бытия в следовании Богу. Оккультизм не понимает природу собственного предмета, которым оперирует, и довольствуется мистицизмом, и т.д. Главное мы не понимаем природу Мира и самих себя в его системе. В результате строим свое бытие в космологическом паразитировании, которое уничтожает каждого из нас в жизни и в смерти и всё человечество ведет к закономерной самоликвидации, как природы космологически ненужной и даже вредной в эволюционном движении Вселенной. См.: Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Понимание; Эволюция Вселенной; Космологическое паразитирование человечества.
В свете сказанного, только заменив безнадежно устаревшую парадигму традиционного сознательного восприятия на принципиально новую современную парадигму эпистемного сознательного восприятия можно понять природу мироустройства, природу жизни, психики, сознания и т.д., понять собственное место в эволюционном движении Вселенной, собственную космическую обусловленность и реально существующее Иерархически Наивысшее Организующее Начало — Бога. Единственно понимая Бога, Его Цель и Порядок реализации этой Цели, понимая наше место и предназначение в этом Порядке, понимая природу Бога и природу наших взаимоотношений с Богом — понимая все это на доказательно обоснованной дискурсивной основе, можно осознанно следовать Богу и Его Порядку. См.: Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия; Бог — Наивысшее Организующее Начало Мироздания; Цель Бога и ее реализация.
Эволюционное развитие Вселенной, обусловленное Порядком, установленным Богом, представляет собой напряженное конкурентное движение, в котором всякий вариант сознания призван на практике доказать, что его уникальная индивидуальность обладает конкурентно высокой ценностью — аксионностью, в этом эволюционном движении. Все варианты сознания, не обладающие высокой аксионной значимостью, утрачиваются в эволюционном движении. В этой связи целью всякого сознания во Вселенной является аксионное собственное развитие и на этом основании конкурентное участие в эволюционном движении, которое требует понимания своего космологического места и предназначения в этом движении, что в свою очередь предполагает осознанное восприятие и познание Бога и Его Порядка. См.: Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Цель бытия Вселенной; Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы); Цель существования человечества.
Реальный Бог в отличие от предлагаемого разнообразия вариантов идеального Бога, безусловно, воспринимаем, познаваем и понимаем. В противном случае наше сознание фатально ущербно, ибо не способно в осознанном понимании следовать Богу и Его Порядку.

2. Восприятие Бога
1. Бог не скрывает себя и свою Цель, которая отвечает интересам всего Мироздания, в том числе истинным интересам человечества. Важно, что Бог проявляет себя не в неком бессмысленном существовании вне становления, а в предельно совершенном Им установленном порядке становления Мироздания, в том числе Метамира, миров вселенных и вселенных. См.: Мироздание; Метамир; Мир вселенных; Вселенная; Фундаментальные основания мироустройства; Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа.
Реальный Бог и Им организованная природа постоянно нас учат, но мы плохо учимся. Человечество в свободе собственного целеполагания и поведения упорно строит свое бытие исключительно ради самого себя в предельно примитивном и глубоко ошибочном восприятии собственных ценностей, которые мы полагаем в наращивании потребления, развлечений и наслаждений ради дальнейшего все большего наращивания потребления, развлечений и т.д. Понятно, что такая организация нашего бытия является злокачественной в системе эволюционного движения Вселенной. Мы не хотим воспринимать то, чему постоянно нас учит Бог и вся Им организованная природа, но следуем тому, чему нас учат наши идеологии и олигархи космологического паразитизма — наращиванию нашего паразитизма. См.: Космологическое паразитирование человечества.
Безумное наращивание потребления ради дальнейшего все большего потребления никого не сделало счастливым, но удобно в организации управления людьми. Для простого и надежного управления нужно было придумать для людей примитивную цель, которая порабощала бы всех, уводила от исполнения ими своего космического предназначения, и эта цель была развита в идее потребления ради дальнейшего наращивания потребления, то есть в подмене качества нашего бытия качеством его обеспечения. Дело в том, что восприятие людьми своего космологического места в эволюционном движении Вселенной и исполнение ими своего космического предназначения неприемлемо и опасно для идеологов и олигархов космопаразитизма, ибо делает людей истинно свободными. В такой ситуации людьми правили бы не деньги, а их личностные (индивидуальные) космологически ценные качества, их способность следовать Богу, что самим идеологам и олигархам космопаразитизма недоступно и потому катастрофически невыгодно. В такой ситуации все они, безусловно и немедленно, утрачивают свою власть и, более того, становятся изгоями в человеческом обществе. Нынешние управители в своей фатальной ограниченности и безумной жажде наживы не понимают, что в насаждаемом ими космологическом паразитизме они уничтожают человечество, а вместе с человечеством уничтожают самих себя и своих детей, уничтожают всех и в жизни и в смерти. См.: Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека; Преодоление проблемы, препятствующей нравственной эволюции человечества; Смерть — истина уничтожения и сохранения; Будущее человечества (достоверные не мистические знания); Апокалипсис самоуничтожения человечества (реальность оснований); Спасение человечества (единственный путь преодоления самоуничтожения).
Нежелание воспринимать собственное место в эволюционном движении, поддерживаемое идеологами и олигархами космопаразитизма, определяет наше нежелание и неспособность воспринимать также и реального Бога, устроителя этого движения. Мы, оболваненные нынешней идеологией потребления, не хотим менять свой космологически паразитический порядок жизни и потому не хотим воспринимать реально существующего Бога, ибо Его восприятие категорически несовместимо с нашим нынешним порядком жизни.
2. Современное человечество все воспринимает через призму своих космологически паразитических ценностей и идеалов и потому сохраняет восприятие Бога предельно примитивным. Наше восприятие Бога практически не изменилось с древнейших времен, будто человечество все это время вовсе и не развивалось. Достаточно отметить, что Рай мы воспринимаем как место нашего паразитирования в предельно высоком блаженстве, а Ад — как место нашего паразитирования в предельно высоких страданиях. У Бога в нашем воображении нет иных забот, как содержать и обслуживать паразитирующее человечество. Понятно, что в таком извращенном восприятии роли Бога невозможно Его понять. Живем в страданиях и умираем в муках уничтожения и даже не пытаемся задуматься о причинах этого.  
Нынешний человек в принципе не способен мыслить себя вне космологического паразитирования. Нам и в голову не приходит, что следовать нужно тому Порядку, который определен Богом и которым следует весь Мир и наша Вселенная. Этот Порядок предполагает наше участие, как части Вселенной, в ее эволюционном движении, а не наше потребление ресурсов Вселенной ради дальнейшего все большего их потребления. Человечество должно потреблять, продолжать свой род, развлекаться и отдыхать, но не ради всего этого, а ради исполнения своего космического предназначения, но этого как раз и нет в наших устремлениях и в нашем поведении.
Человечество оказалось не в состоянии воспринимать то, что прямо перед нами, в нас самих и вообще везде — эволюционное движение Вселенной, частью которого мы являемся. Это эволюционное движение является следствием Порядка установленного Богом. Мы, будучи неспособны увидеть себя в системе естественного эволюционного движения Вселенной, не способны увидеть и Порядок установленный Богом. Восприятие фактически существующего эволюционного движения позволяет воспринять Порядок установленный Богом и самого Бога. Все эти вопросы подробно рассмотрены в статьях: Вселенная; Эволюция (универсальный механизм эволюции); Эволюция (возникновение и развитие) жизни (живой природы); Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы); Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы); Цель существования человечества; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека.
3. В иерархической организации Мироздания, которая с необходимостью конечна, существует Иерархически Наивысший Уровень, который и является для всей системы Мироздания Богом. Свойства этого уровня в соответствии с эмерджентными отношениями являются принципиально иными, качественно более совершенными, чем свойства иерархически нижестоящей системы Метамира, миров вселенных и вселенных. Поэтому Бог идентифицируется как самостоятельный Субъект, управляющий собственным развитием и нижестоящей системой Метамира и, тем самым, управляющий всей системой Мироздания. См.: Бесконечность и реальность; Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности; Мироздание.
Бытие Метамира организовано Богом таким образом, что формирует нескончаемый уникально-аксионный опыт иерархически возобновляемого развития процессуальной организованности, необходимый Богу в собственном нескончаемом уникальном саморазвитии, обеспечивающем Его вечную юность, и, как следствие, постоянно обновляемое Им управление Мирозданием, мирами и вселенными. См.: Фундаментальные основания мироустройства; Эволюция (универсальный механизм эволюции).
Если гипотетически исключить Иерархически Наивысший Уровень Организованности из системы Мироздания, то в подобном Мироздании все, что бы ни происходило, лишено смысла, ибо таким Мирозданием правели бы две конкурирующие «подруги» из мира ныне существующих архаических традиционных представлений — бессмысленная Тавтологичность и дурная Случайность. См.: Тавтологичность и организация мироустройства; Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового.
4. Действительность следует воспринимать такой, какая она есть. Поэтому, если не привлекать для объяснения всего происходящего нами придуманную и реально не существующую категорию бесконечности, и принять конечность Мироздания и его конечную иерархическую организованность, что наблюдаемо во всем нами воспринимаемом, то реальность существования Бога и Его управляющие свойства становятся очевидными. См.: Бесконечность и реальность.
Важно подчеркнуть, что мы всё реально существующее воспринимаем исключительно по его свойствам, что очевидно. Непонятно, почему Бога мы пытаемся воспринимать неким иным способом. Действительной причиной такого отношения к Богу может быть только глубинное (возможно подсознательное) неверие в Его реальность и потому априорное убеждение в невоспринимаемость и непознаваемость Бога. Реально существующего Бога, как и всё реально существующее (а не существующее в нашем вольном воображении), можно воспринимать только по Его свойствам и Его действию (поведению в применении этих свойств), по тому Порядку, что Им установлен, — все это нам вполне доступно в восприятии и познании.
Бог доступен нашему восприятию именно потому, что Он реален, а не идеален и не трансцендентен. Воспринимая свое космическое предназначение и свое место в эволюционном движении Вселенной, мы воспринимаем во всем этом определенные свойства Бога и Его Порядок.  
Наша нынешняя проблеме в том, что, не воспринимая реальность организации Мироздания, не воспринимая собственное космическое предназначение и собственную космическую обусловленность, мы не способны воспринимать и самого Бога.

3. Познание Бога
1. Порядок познания Бога, как и всего реально существующего, — не трансцендентного Бога, изобретенного нашей фантазией, а реально существующего, — возможно только одним и тем же способом наблюдения и исследования Его свойств.  
Бог, как Иерархически Наивысший Уровень Организованности, обладает свойствами, которые являются качественно наивысшими (в силу эмерджентных отношений), которым  доступно то, что недоступно иерархически нижестоящим процессуальным системам. Важно, что эти свойства существуют не сами по себе вне каких-либо проявлений, а в реализуемой реальной действительности, которая поддается восприятию и познанию. См.: Познаваемость Бога.
В наблюдаемой действительности мы воспринимаем иерархическое развитие Вселенной, которое явно не тавтологично и реализуется в организованной определенности и упорядоченной неопределенности преемственного становления. Тупой Тавтологичности в нами наблюдаемой Вселенной нет, как нет в ней и дурной Случайности. Порядок бытия Вселенной реализован в предельно совершенном становлении, где существует закономерность (необходимость) и уникальность создания нового. В силу предельного совершенства становления, достигнутое в системе Мироздания может быть лишь относительно все более совершенным, но никогда не предельно совершенным и потому всегда является преходящим, что мы и наблюдаем. См.: Великий Замысел; Вселенная, Мир вселенных, Мироздание, Причинность (существо и структура).
2. Бог реально существует и Его проявления реальны, поэтому воспринимаемы и познаваемы. Эти проявления свойств Бога позволяют изучать Цель Бога и Порядок ее реализации, наше собственное предназначение в системе этой Цели и порядок его надлежащего исполнения, что рассмотрено в статьях: Цель Бога и ее реализация; Цель бытия Вселенной; Цель существования человечества; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека. Проявления Бога раскрываются во всей системе статей настоящей «Краткой энциклопедии Эпистеме» и подробнее в статьях «Эпистеме».
Познание Бога необходимо для организации нами своего бытия в следовании Богу и Его Порядку. См.: Зачем (для чего) существует человечество; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека.

4. Понимание Бога
1. Наше понимание Бога, как и понимание всего существующего, определяется нами построенной ноуменальной моделью в данном случае Мироздания и нашей способностью, исходя из этой модели, предвосхищать развитие событий. Если мы понимаем Цель Бога, то в состоянии предвосхищать будущее, вообще говоря, всего реализованного, в частности наше будущее в зависимости от нашего поведения. При этом, важно, что исходя из Цели Бога, система Метамира, миры и вселенные, в том числе наша Вселенная, а в ее системе — человечество и каждый человек, обладают определенной свободой, обеспечивающей уникальность их собственного развития и создания всего космологически ценного нового. См.: Понимание.
Исходя из Цели Бога, не сложно понять, что происходит с нами (со всем человечеством и с каждым отдельным человеком) и что нас ждет в будущем. Понимание базируется на дискурсивно доказательной основе и строится посредством познания. См.: Будущее человечества (достоверные не мистические знания); Человек будущего — утопии и реальность; Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения; Апокалипсис самоуничтожения человечества (реальность оснований); Спасение человечества (единственный путь преодоления самоуничтожения); Конец бытия человечества и что нас ждет дальше; Приобщение к Богу — реальность оснований.
2. Понимание Бога — есть понимание Его Цели, понимание Им организованного Порядка, понимание нашей космической обусловленности, а также понимание природы Бога и Его роли в системе Мироздания. Цель Бога и Им установленный Порядок рассмотрены, как уже сказано, в статьях: Цель Бога и ее реализация; Цель бытия Вселенной; Цель существования человечества. Значение и роль Бога в системе Мироздания — в статьях: Мироздание; Бог — Наивысшее Организующее Начало Мироздания. Наша космическая обусловленность раскрывается в статьях: Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека; Цель существования человечества; Метаантропная природа (создаваемая человечеством — антропной природой); Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения; Конец бытия человечества и что нас ждет дальше; Будущее человечества (достоверные не мистические знания). Природа Бога и природа Его качественно наивысших свойств рассмотрены в статьях: Природа и существо Бога; Фундаментальные основания мироустройства ;Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало; Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности, а также и в других статьях «Краткой энциклопедии Эпистеме» и подробнее в системе стаей «Эпистеме».