В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Причинность (существо и структура)

1. В современной философии причина и следствие — философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием вызывает (порождает) другое явление (следствие).
Ныне существующий традиционный способ сознательного восприятия (сформированный во времена неолитической революции, но сохранившийся и применяемый поныне) осуществляет восприятие мира, в том числе порядка причинно-следственных отношений в предельном упрощении. Это предельное упрощение реализуется в частности путем описания сущностно динамической действительности посредством статических понятий и представлений. Таким же образом воспринимается также и причинность, то есть исходя из положения, что причинно-следственные отношения реализуются между остатиченными объектами и явлениями. Для того чтобы понять единую природу всего существующего, а также действительно существующие  причинно-следственные отношения, необходимо заменить архаическую традиционную парадигму на современную парадигму эпистемного сознательного восприятия.  См.: Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия.   
2. Все существующее в природе в своих фундаментальных основаниях сформировано единственно и только преемственно организованным становлением в относительном разнесении преходящих событий. Фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения преходящих событий определяется существующим порядком причинности, в котором фактическая реализация становления и относительного разнесения событий является причинной (формирует содержание причинности), которая обуславливает реализацию становления и относительного разнесения следующих событий — то есть обуславливает следствие. Реализация тех следующих событий является причинной обуславливающей реализацию становления и относительного разнесения следующих событий и т.д. См.: Фундаментальные основания мироустройства; Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа; Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя).
Структура действительно существующей причинности в нынешней Вселенной является архетипически сформированной и представлена факторами каузальной, холосной, хеприальной определенности и казуальной неопределенности преемственного становления и относительного разнесения событий. Содержание всех этих факторов формируется (доформировывается) в каждом реализованном событии и обуславливает реализацию становления и относительного разнесения следующих событий. Каузальность характеризует движущее начало, в силу которого реализация движения становления и относительного разнесения событий обуславливает реализацию движения становления и относительного разнесения преемственно следующих событий и т.д. Холосность определяет интеграционное начало, упорядочивающее организацию преемственного становления и относительного разнесения событий в целостную систему процесса, обладающего свойствами как целостное образование. Хеприальность отражает синхронизирующее и синхронно организующее начало, формирующее фактор синхронной целостной организованности процессуальных систем (процессов), эмерджентность свойств этих систем во всей их образующей иерархии. Казуальность отражает фундаментальную неопределенность преемственного становления событий, обуславливающую уникальность становления всего нового, что обеспечивает нетавтологичность развития Мироздания в вечности. Все эти факторы взаимосвязаны и совместно формируют порядок преемственного становления и относительного разнесения событий. См.: Каузальность — движущее начало (движущая причина) в организации мироустройства; Холосность — интеграционный фактор в организации мироустройства;  Хеприальность — синхронизирующий и синхронно организующий фактор в основаниях мироустройства;  Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового; Целостность; Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства; Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности; Тавтологичность и организация мироустройства.