В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Будущее человечества (достоверные не мистические знания)

1. Бытие Вселенной представлено напряженным  эволюционным движением, направленным на достижение возможно более высокого уровня развития ее процессуальной организованности. Этому движению подчинено все, составляющее Вселенную, в частности человечество как природа сознательного уровня развития, характеризующаяся динамическими процессами иерархически третьего уровня. См.: Вселенная; Эволюция Вселенной; Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Сознание (существо и природа); Сознание человечества и его космологическое предназначение; Сознание человечества и сознательная (метасознательная, сверхметасознательная) Вселенная.
Будущее определяется уже реализованными, а также реализуемыми процессами и существующим порядком причинности преемственного становления последующих процессов. В этой связи будущее человечества обусловлено процессами настоящего, в том числе теми процессами, которые целенаправленно формируются нами самими. Можно утверждать, что человечество само строит свое будущее исходя из достигнутой им способности предвосхищения причинно организованного развития процессов. Это причинно организованное будущее формируется в закономерности и случайности — уникальной неопределенности. Соотношение этих факторов закономерности и случайности определяется структурой причинности — казуальной неопределенностью, архетипичностью и аксионностью сформированных и формируемых процессов. См.: Причинность (существо и структура); Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства; Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового.
2. Нынешнее человечество в силу применения архаического традиционного способа (парадигмы) сознательного восприятия не воспринимает существующий причинно обусловленный порядок преемственного становления процессов, а также собственное место в эволюционном движении и свое космическое предназначение, присущее нам как природе сознательного уровня. В результате человечество строит свое бытие в космологическом паразитировании. Как следствие человечество обладает низкой аксионностью — низкой космологической ценностью, которая в соответствии с существующим порядком причинности формирует тенденцию, обуславливающую прекращение преемственного становления процессов нашего бытия, что в нарастании нашего паразитирования приводит к нарастающему кризису существования человечества, ведущему всех нас к самоуничтожению. В такой ситуации жизнь людей, как космологически ненужная, осуществляется в системно обусловленных страданиях, а смерть реализуется в закономерном уничтожении нашего личностного существа — нашей души, как носителя космологически паразитического сознания. В космологическом плане все сказанное обусловлено, так называемым, естественным отбором, выявляющим и сохраняющим лишь относительно наиболее аксионные варианты в данном случае сознания во Вселенной, которые способны построить космологически не паразитическую, а аксионную природу иерархически следующего уровня процессуальной организованности — метасознательную природу, которая характеризуется динамическими процессами иерархически четвертого уровня. См.: Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека; Космологическое паразитирование человечества; Метасознание (существо и природа); Смерть — истина уничтожения и сохранения; Страх смерти (существо, основания, природа); Апокалипсис самоуничтожения человечества (реальность оснований).
В эволюционном движении Вселенной, чем выше уровень развития технологических возможностей человечества применяемых им в целях наращивания своего космологического паразитирования, тем ближе человечество к самоуничтожению. Все дело в том, что уничтожить мы должны себя сами и это нам уже по силам. Именно по причине создания технологий в целях наращивания нашего паразитирования, мы, прежде всего, применяем эти технологии для развития средств собственной физической самоликвидации. Развитие технологических средств самоуничтожения человечества, девальвация человеческой жизни, деградация социальных институтов — все работает в одном направлении нашего самоуничтожения, как природы космологически ненужной и даже вредной в эволюционном движении Вселенной, и ничто не работает в противоположном направлении. У нас уже ныне нет ни моральных, ни технических проблем с собственным самоуничтожением. Все космические цивилизации, деятельность которых начинает выходить за планетарные масштабы и которые строят свое бытие в космологическом паразитировании, приходят именно таким путем к самоуничтожению. См.: Эволюция (универсальный механизм эволюции).
3. Замена архаической традиционной парадигмы на качественно новую парадигму эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия позволяет на сознательно-дискурсивном уровне предвидеть будущее, как всего человечества, так и отдельных людей. Возможно лишь два сценария будущего — продолжение наращивания нами своего космологического паразитирования, которое с необходимостью приведет нас к самоуничтожению, либо изменение человечеством порядка своего бытия, построению его в космологической ценности, что приведет к космологическому возвышению человечества, его сохранению и развитию в эволюционном движении Вселенной. См.: Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия; Предвидение будущего любого человека (достоверные не мистические знания); Эволюция Вселенной; Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы)
В варианте нашего самоуничтожения вопрос с предвидением его конкретного времени решается знанием существующего порядка причинности и нами сформированных процессов нашего бытия. В соответствии с порядком причинности наше движение к самоуничтожению формируется в детерминированной определенности тенденции деградации всех определяющих факторов нашего бытия и неопределенности (вероятности) срабатывания в этом движении того или иного конкретного негативно развивающегося фактора. Срабатывание любого из таких факторов инициирует лавинообразный процесс нашего самоуничтожения. Космологическая причинно обусловленная гарантированность нашего самоуничтожения определяется тем, что в развитии наших технологий реализовано превалирование развития технологических средств нашего самоуничтожения над развитием технологических средств нашего космологического паразитирования. Поэтому, чем выше уровень нашего космологического паразитирования, тем упреждающе выше развитие средств нашей физической самоликвидации. В этой связи научное предвидение будущего человечества рисует не жестко детерминированную, а стохастическую картину, но четко предопределяющую нашу самоликвидацию. Ориентировочно наше бытие как космологически паразитической цивилизации высокоразвитого сознания завершится не позже начала следующего столетия, но возможно и существенно раньше.
На этом пути главная причина прекращения существования человечества заключается в утрате людьми желания жить и сопутствующей девальвации ценности человеческой жизни, которые инициируются космологической бессмысленностью существования человечества, нашим унизительным космологическим паразитированием, наращиванием потребления с целью все большего потребления. Для того чтобы мы не очень задерживались на этом свете со своим космологическим паразитизмом, существует упреждающая  милитаризация, которая выступает гарантом нашей неизбежной самоликвидации. Мы должны прийти к самоуничтожению, и мы с необходимостью к нему придем, ибо не для космологических паразитов существует Вселенная.
До тех пор пока идеологи и олигархи космологического паразитизма правят человечеством, у человечества нет, и не может быть другого будущего. Срок нашего самоуничтожения определяется соотношением нами достигнутого уровня космологического паразитирования, который возрастает, и нашей потенциально возможной космологической ценностью, которая снижается. Как только мера нашего космологического паразитизма достигнет такого уровня, что превысит меру нашей потенциально возможной (при изменении порядка нашего бытия) космологической ценности, так и наступит наше самоуничтожение. 
Человечество видит угрозу своему существованию везде где угодно (в метеоритах, супервулканах, в экстремальных вспышках на Солнце, в жестком излучении сверхновых и т.д.), но только не в себе самом, не в своем порядке бытия, которое в действительности является главной угрозой нашему существованию. Причем угрозой не стохастической (вероятностной) в реализации, а жестко предопределяющей наше самоуничтожение. Нас погубит наш собственный космологически паразитический порядок бытия.
4. В случае замены нашего нынешнего космологически паразитического порядка бытия на космологически ценный порядок, перспектива будущего человечества определяется нашим созданием аксионной метаантропной природы метасознательного уровня развития, что реализуется на основе и посредством развития нами своего собственного антропного сознания. Человечество, будучи самим генезисом создания нами метаантропной метасознательной природы встроено в неё и будучи обеспечено ее технологиями, знаниями и ресурсами, обретает предельно высокий для себя уровень участия в эволюционном движении Вселенной, а также высочайшее качество жизни людей и в смерти сохранение их личностного космологически ценного начала. См.: Метаантропная природа (создаваемая человечеством — антропной природой); Метасознание (существо и природа).