В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Познаваемость Бога

Признавая реальность существования Бога, следует признать и Его познаваемость, ибо, не понимая Бога и Им установленного Порядка, нельзя строить свое бытие в следовании Богу и Его Порядку. Сколь бы сложно ни был организован Бог, Он не может быть не познаваем на том уровне, который определяет наши взаимоотношения с Ним. Достаточно утверждения, что результатом нашего нынешнего нежелания понять Бога и Его Порядка является построение нами своего бытия в космологическом паразитировании со всеми кране негативными для нас последствиями. См.: Бог — Наивысшее Организующее Начало Мироздания; Цель Бога и ее реализация; Великий Замысел; Мироздание; Понимание; Космологическое паразитирование человечества.
Бог нас всегда учил и ныне учит, но мы не хотим учиться, ибо познание Бога требует не только затрат наших сил, но главное, если и не постоянного, то периодического переосмысления воспринимаемой реальности. Удобнее и легче механически следовать догматам прошлого, тем ценностям, которые были актуальны в прошлом. Человечество в своем активном развитии технологий преобразования природы должно было бы развивать порядок своего бытия и свои отношения с Богом, но этого не произошло. Результатом является нынешняя космологически паразитическая жизнь людей в системно обусловленных страданиях, а смерть — в уничтожении их космологически ненужного личностно существа (в уничтожении их душ обладающих космологически паразитическим сознанием), и движение всего человечества, как природы обладающей неудачным вариантом сознания, к коллективному самоуничтожению. Другие боле разумные цивилизации активно участвуют, и продолжат участвовать в эволюционном движении Вселенной, сформированном Богом, и именно они сохранят свое бытие во Вселенной. Способность сознания учиться и понимать Бога определяет его пригодность к участию в эволюционном движении Вселенной, что является критерием конкурентной космологической ценности (аксионности) всякого варианта сознания. См.: Цель существования человечества; Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека; Эволюция Вселенной.
В основе утверждения познаваемости Бога лежит:
новая парадигма (новый способ) сознательного восприятия — парадигма эпистемного восприятия, которая существенно адекватнее отражает реальность, чем ныне существующая традиционная парадигма, что позволяет понять единую природу всего существующего, в том числе Бога и всей системы Мироздания;
эмпирическое восприятие фактической реальности, ее существующей иерархической организации и эволюционного движения;
вся система современных научных знаний, переосмысленная на базе новой парадигмы эпистемного сознательного восприятия;
опыт теологического познания Бога, нуминозный опыт.
См.: Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия; Ноумен; Метарелигия и наука.
Познаваемость Бога определяется познаваемостью организованного Богом Мироздания и Им сформированного Порядка бытия. Воспринимаемые фундаментальные основания мироустройства едины и образуют процессуальную природу всего сущего. Процессуальная организация всей природы и сформированный порядок преемственного становления процессов реализуют бытие Мироздания в форме эволюционного движения в возобновляемом иерархическом уникально-аксионном развитии процессуальной организованности, что определяет становление обновляемого уникально-аксионного опыта необходимого Богу в организации собственного уникального (нетавтологичного) саморазвития. Можно утверждать, что наличествующая организация Мироздания является оптимальной и максимально совершенной в реализации цели Бога. Важно, что Мироздание сформировано Богом предельно совершенным, но не в существовании чего бы то ни было, а в порядке преемственного становления, поэтому во всяком своем наличествовании  миры и вселенные могут быть лишь относительно все более совершенными, но никогда не предельно совершенными. См.: Фундаментальные основания мироустройства; Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа; Мир вселенных; Вселенная; Эволюция (универсальный механизм эволюции); Эволюция Вселенной.
В целях познания Бога необходимо изучить существующий (Им созданный) порядок становления и развития иерархических уровней процессуальной организованности, начиная с создания и развития неживой природы, затем построения на ее основе живой природы, далее — сознательной природы, потом — метасознательной природы, следом — сверхметасознательной природы, и т.д. Данное движение характеризуется возобновляемым становлением иерархических уровней динамической процессуальной организованности, а также развитием создаваемых на их основе квазистатических процессов. Разумеется, представленная иерархия развития динамической процессуальной организованности, определяющая и ускоряющая сам процесс эволюционного движения, должна быть продолжена. При всем при этом иерархия в организации конечного (ограниченного) Мироздания не может быть бесконечной, поэтому фактическая иерархическая организация Мироздания конечна (в природе бесконечностей в принципе не существует, что рассмотрено в понятии Бесконечность и реальность). В вершине этой иерархии с необходимостью находится Наивысшее Организующее Начало, которое в традиционном мировосприятии толкуется как Бог, Высшая Реальность, Высший Разум и т.п. Бог реализует себя в организации Мироздания и порядка его становления, которое может быть и должно быть познано, если мы хотим следовать Богу.
На базе новой парадигмы эпистемного сознательного восприятия мы в состоянии понять существующее мироустройство и переосмыслить всю систему знаний, достигнутых человечеством, в состоянии понять на доказательной основе иерархическую организацию и порядок нескончаемого возобновляемого развития Мироздания, понять Бога, Его цель и Им установленный Порядок, а также, что исключительно важно, понять нашу собственную космическую обусловленность и надлежащий порядок нашего собственного бытия. См.: Понимание.
В дополнение отметим, что столь любимое современной наукой убеждение, что исходным организующим началом Мироздания является Всемогущий Случай (порождающий в частности случайные вселенные), сформировано архаической традиционной парадигмой, которая оказалась неспособной различить закономерность эволюционного движения Мироздания от необходимой уникальности этого движения — фундаментальной случайности, формируемой фактором казуальной неопределенности. Более того, только Мироздание, которое построено в организованной закономерности и уникальной непредсказуемости возобновляемого аксионного развития его иерархической процессуальной организованности, реализуемого снизу вверх в обусловленности сверху вниз, способно стоить не тавтологическое развитие, которое только в таком качестве и нужно Богу. См.: Уникальность (в организации мироустройства); Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового; Тавтологичность и организация мироустройства.
Все вышесказанное и все приведенное во всей системе статей «Эпистеме» есть лишь начало пути познания Бога и Его Порядка, начало познания нашего космического предназначения и нашего надлежащего порядка бытия, но это начало является необходимым, ибо другого пути в будущее, как только исходя из этого начала, у человечества нет. См.: Преодоление проблемы, препятствующей нравственной эволюции человечества; Спасение человечества (единственный путь преодоления самоуничтожения).
Бог находится в вершине иерархической системы Мироздания. Иерархически ниже расположен Метамир, образованный колоссальным множеством миров, а те представлены чудовищно огромным количеством вселенных, которые все образованы гигантским множеством галактик, каждая из которых включает в себя миллиарды звезд и звездно-планетных систем. Разумеется, все эти миры, вселенные и звездно-планетные системы уникальны и имеют крайне мало общего, в частности с тем, что мы наблюдаем в нашей Вселенной. В этом гигантском Мироздании лишь на одной из планет нашей Галактики в системе нашей Вселенной существует единственное в своем роде человечество, обладающее уникальным антропным сознанием. Человек в такой системе не может не воспринимать себя ничтожно малой частью Мироздания. Однако без таких ничтожно малых частей, характеризующихся сознательным уровнем развития, невозможно создать во вселенных метасознательную природу, а значит без таких как мы невозможно дальнейшее эволюционное движение, воплощающее в реальность цель Бога. Значит, мы важны и важны в своей уникальной индивидуальности и свободе, которые только и способны обеспечить создание нами уникальных вариантов метасознания. Понятно, что все мы различны в своей уникальной индивидуальности, иначе было бы невозможно эволюционное движение, реализуемое в отборе наиболее аксионных вариантов. Фактически речь идет о конкурентной космологической значимости различных вариантов индивидуального сознания, которая в высокой мере зависит от нашей способности воспринимать и понимать Мир, частью которого мы являемся. Не понимая Бога и Его Порядок, которому мы должны следовать исходя из нашего развития, что возможно только в постоянном и целенаправленном познании, мы не можем строить свое бытие адекватно этому Порядку. В свете сказанного познание Бога с очевидностью возможно и является жизненно необходимым для нас.