В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Сансара перевоплощений: действительность и заблуждения

Сансара (санскр., буквально — блуждание, круговорот). Сансара перерождений — нескончаемый круговорот перевоплощений личностного начала или души.
В системе ныне существующих разнообразных философских, религиозных и мистических учений о порядке сохранения преемственности нашего бытия по смерти, которое толкуется как перевоплощение, только буддизм ближе всех подошел к истине. Его причинно-процессуальное понимание существа окружающей реальности и нашей психики поразительно. Согласно буддизму, каждая новая психика (сознание) формируется на основе комбинации (сочетания) дхарм (психофизиологических элементов, которые в нынешнем понимании представлены психическими гештальтами), что, по сути, верно. Преемственное становление психики каждого нового поколения индивидуумов строится на основе заимствования ранее созданных другими индивидуумами гештальтов, комбинации которых и формируют основания всякой новой индивидуальной психики. См.: Сознание (существо и природа); Гештальт (в психологии).
Философия буддизма в восприятии механизма перевоплощения является много более развитой и ближе к реальности, чем упрощенные идеи перевоплощения в прочих религиозных учениях, в оккультизме, мистицизме, теософии и в иных около философских ныне во множестве распространенных учениях. Ответить на вопрос, почему живучи эти предельно упрощенные, по сути, примитивные воззрения не сложно — именно потому, что они, будучи лишены ноуменального содержания, ориентированы не на сознание, а на переживание. Подобного рода «учения» не утруждают сознание человека знаниями, однако и не способны изменить порядок его космологически бессмысленной жизни и соответствующей смерти в уничтожении. См.: Ноумен; Смерть — истина уничтожения и сохранения.
Если говорить о буддизме, то при всём его относительно более адекватном реальности толковании души и порядка её становления, для современного человека, обладающего высокоразвитым сознанием, учения буддизма требуют развития. См.: Метарелигия; Душа.
Так для буддизма сансара — есть норма всеобщего бытия в нескончаемом перевоплощении, реализуемом в неизбежных страданиях, а освобождение от страданий — есть избавление от сансары. Эпистеме утверждает обратное: избавление человеком своего сознания (души обладающей сознанием) от сансары перевоплощений, суть освобождение от сохранения своего сознательного начала по смерти в дальнейшем эволюционном движении, характеризует его космологическую ущербность и ненужность в этом движении. Эту космологическую ненужность, которая ныне и так существует в нашем бытие, реализуемом в космологическом паразитизме, можно развить, что и осуществляют мистические учения посредством специфических практик исключения человеком себя (собственной уникальной индивидуальности, своего сознания) из всякого участия в бытие — фактически в целенаправленном самоуничтожении, которое и так к каждому, кто лишен космологической ценности, приходит в смерти. В действительности наше космическое предназначение состоит не в самоуничтожении, а в сохранении нашего личностного существа — нашей уникальной души, участвующим в эволюционном движении Вселенной, можно сказать, в сансаре перерождений. Такое сохранение возможно только при условии достижения этой нашей душой, обладающей сознанием, ценности (аксионности) в эволюционном движении Вселенной. Благородный путь в буддизме фактически начинается с тех же истин, что и путь достижения личностной аксионной значимости в системе мировоззрения эпистеме, — с преодоления привязанности к средствам бытия. Однако эпистеме продолжает: но не ради исключения себя из бытия, что полагает буддизм, а ради формирования привязанности к исполнению космологической цели нашего бытия. См.: Цель Бога и ее реализация; Цель бытия Вселенной; Цель существования человечества; Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека Космологическое паразитирование человечества; Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения; Преодоление проблемы, препятствующей нравственной эволюции человечества; Спасение человечества (единственный путь преодоления самоуничтожения); Смерть — истина уничтожения и сохранения.
Различие воззрений эпистеме и буддизма начинается с различия в понимании причин (оснований) наличия страданий в жизни и смерти. Буддизм полагает, что сама жизнь — есть источник страданий, поэтому избавление от жизни и новых воплощений освобождает и от страданий. Эпистеме утверждает, что источником страданий является наше космологическое паразитирование, поэтому избавление от страданий заключено в достижении нами космологической ценности — в достижении аксионной значимости нашей жизни и нашего сознания, что в соответствии с существующим порядком причинности избавляет нас от страданий в жизни и от уничтожения в смерти. См.: Причинность (существо и структура).