В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Эволюция (универсальный механизм эволюции)

1. Нам никогда не понять существо механизма эволюции, который универсален для всей природы — неживой, живой, сознательной, метасознательной и т.д., если воспринимать мир таким способом, который ныне существует. Этот способ (парадигма) сознательного восприятия был создан во времена неолитической революции, но сохранился и применяется поныне. См.: Восприятие сознательное (ноуменальное); Феномен; Ноумен; Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия.
Природа механизма эволюции раскрывается с заменой архаического традиционного способа (парадигмы) сознательного восприятия на современный способ эпистемного сознательного восприятия, который существенно адекватнее отражает реальность на сознательном уровне. См.: Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия.
2. Эволюция (от лат. evolutio – развертывание) — синоним развития; процессы развития, протекающие в природе. Все объекты и всё движение реального мира являются сущностно процессуальными, поэтому эволюция — есть развитие процессуальной организованности. В системе эпистемного сознательного восприятия развитие понимается как развитие свойств процессуальных объектов, в том числе как качественное развитие свойств, достигаемое в иерархическом развитии процессуальной организованности объектов. См.: Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические).
Эволюция реализуется существующим порядком причинности — в закономерном создании на основе и посредством ранее сформированных объектов (процессуальных объектов) уникально новых объектов иерархически следующего уровня, отбора из них наиболее аксионных (наиболее приспособленных к участию в последующем эволюционном движении) и формирования их организованности в архетипической определенности. На базе этих архетипов как на устойчивой основе строятся объекты (процессы, процессуальные системы) иерархически следующего уровня, из которых вновь реализуется отбор наиболее аксионных и т.д. Сам аксионный отбор заключается в фактическом встраивании объектов в иерархическое эволюционное движение, что и сохраняет эти объекты в преемственности последующего становления бытия. В результате формируется уникально-аксионное иерархическое развитие процессуальной организованности объектов. Важно, что каждый иерархически следующий уровень организованности обладает в силу эмерджентных отношений качественно новыми свойствами, неприсущими его образующим объектам (процессам), в принципе (потенциально) способными строить процессы иерархически следующего уровня. См.: Причинность (существо и структура); Уникальность (в организации мироустройства); Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства; Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности.
3. Целью бытия Вселенной является качественное развитие ее свойств, что достигается путём иерархического развития ее процессуальной организованности, которое в силу эмерджентных отношений и формирует качественное развитие свойств. См.: Вселенная; Эволюция Вселенной.
Определяющим в эволюционном движении Вселенной является иерархическое развитие ее динамических процессов, которое ускоряет и повышает качество самого эволюционного движения. В начале создается неживая природа, характеризующаяся аксионными динамическими процессами иерархически первого уровня и разнообразными построенными на их основании квазистатическими процессами. Затем на базе процессов уровня неживой природы строится природа живого уровня, характеризующаяся аксионными динамическими процессами иерархически второго уровня и разнообразными построенными на их основании квазистатическими процессами. Следом на основе развития живой природы формируется сознательная природа, характеризующаяся аксионными динамическими процессами иерархически третьего уровня и разнообразными построенными на их основании квазистатическими процессами. Затем на основе развития сознательной природы формируется метасознательная природа, характеризующаяся аксионными динамическими процессами иерархически четвертого уровня и разнообразными построенными на их основании квазистатическими процессами, и т.д. В этом движении от уровня к уровню повышается эффективность эволюционного процесса развития Вселенной. См.: Начальная организация Вселенной; Неживая природа (существо и основания); Эволюция (возникновение и развитие) неживой природы; Жизнь (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) жизни (живой природы); Сознание (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы); Метасознание (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы).
4. Весь процесс эволюционного движения Вселенной унифицирован, ибо обусловлен одним и тем же порядком причинности — одним и тем же преемственно организованным порядком становления процессов, реализуемых в упорядоченной преемственной определенности и неопределенности (уникальности). Этот порядок раскрывается в статьях: Причинность (существо и структура); Каузальность — движущее начало (движущая причина) в организации мироустройства; Холосность — интеграционный фактор в организации мироустройства; Хеприальность — синхронизирующий и синхронно организующий фактор в основаниях мироустройства; Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового; Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства.
Эволюционное движение строится не путем буквально случайного создания новых объектов и отбора из этих объектов наиболее приспособленных к конкурентному существованию (выживанию) в системе бытия, а строится в причинно упорядоченном создании процессов (процессуальных объектов) иерархически следующего уровня в уникальном разнообразии и отборе из них наиболее аксионных, то есть наиболее приспособленных к участию в последующем эволюционном движении. По этой причине создание, в частности, живой природы на основе неживой осуществляется не случайно, а в причинно обусловленной тенденции иерархического развития процессов уровня неживой природы и отбора из них наиболее аксионных. Эволюционное развитие квазистатических процессов уровня неживой природы (молекулярных структур), которое реализуется в уникальном разнообразии, в конце концов, приводит к построению таких квазистатических процессов, которые обуславливают упорядоченное становление сопряженных с ними динамических процессов все того же иерархически первого уровня. То есть формируется упорядоченная последовательность становления динамических процессов первого уровня, что составляет динамический процесс иерархически второго уровня. Те из этих динамических процессов иерархически второго уровня, которые обладают аксионной значимостью, то есть, способны участвовать и участвуют в эволюционном движении, и составляют начало становления живой природы. Отбор из таких динамических процессов наиболее аксионных определяет создание и далее развитие живой природы (жизни).
Миром с очевидностью правит Порядок, где фундаментальная случайность (казуальность) определяет лишь важнейшую специфику закономерного движения развития — его уникальность. Иерархическое развитие процессов — закономерно, а их конкретная реализация всегда уникальна.