В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Страх смерти (существо, основания, природа)

Смерть страшна нашему сознанию, когда то осознает свою смертность в уничтожении, и в этом глубочайший космологический смысл. Нет этого страха в досознательной живой природе (есть инстинкт самосохранения и продолжения рода, но не страх смерти). Для сознательной природы, в отличие от досознательной, актуально сохранение и развитие в эволюционном движении Вселенной нашего сознания. Однако сохранение сознания человека (отдельных структур его сознания) возможно только при космологической значимости (аксионности) этого сознания в эволюционном движении и когда нет этого сохранения, включается космологически обусловленный механизм страха, сигнализирующий о необходимости принятия мер сохранения сознания. См.: Смерть — истина уничтожения и сохранения; Преодоление в жизни страданий, а в смерти — уничтожения, достижение высокого качества посмертного состояния; Эволюция (универсальный механизм эволюции).
Страх смерти всего лишь констатирует факт космологически бессмысленной жизни человека, формирующей его сознание космологически ненужным в эволюционном движении Вселенной. В действительности страшна такая жизнь, которая реализуется в космологическом паразитировании и приводит к смерти в уничтожении сознания. В отличие от сознательной природы (развитие которой реализуется в сохранении аксионных структур сознания индивидуумов) в досознательной живой природе нет страха смерти, так как космическое предназначение этой природы состоит в развитии ее физиологических структур через становление новых поколений, которое ею и реализуется. См.: Космологическое паразитирование человечества; Апокалипсис самоуничтожения человечества (реальность оснований).
Человек только тогда способен понять и принять свою смерть, когда она становится наполненной для него позитивного содержания — в восприятии этим человеком завершенности исполнения им своего космического предназначения, реализуемого в формировании собственного сознания в сопричастности к эволюционному движению и его встраивании в это эволюционное движение. Понятно, что такая смерть не несет сознанию уничтожения.
Существующий порядок бытия Вселенной предполагает участие нашего сознания в эволюционном движении, которое предусматривает его космологически ценное развитие и встраивание в эволюционное движение, что тем самым обеспечивает естественное сохранение бытия структур сознания индивидуума, а возможно и всей системы его сознания по смерти тела. Вместо этого, человек, не понимая свое космическое предназначение, строит свою жизнь в данной ему свободе в космологическом паразитировании. Тем самым он сам формирует свою жизнь в системно обусловленных страданиях, а смерть уготавливает себе в уничтожении собственного сознания, ибо строит это свое сознание ненужным в эволюционном движении. Важно, что человек только в свободе мышления и целеполагания способен реализовать свое высокое космическое предназначение — участвовать в движении создания уникальной природы космологически следующего метасознательного уровня, но может в этой своей свободе и не участвовать в данном движении. В любом случае вполне понятны ожидающие его результаты. См.: Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека; Спасение человечества (единственный путь преодоления самоуничтожения).
Итак, исходная причина страха смерти является не физиологической, как это ныне полагает традиционный способ сознательного восприятия, а космологической. Истинное значение страха смерти заключается в противоречащем нашему предназначению наше нежелание или неспособность участвовать в эволюционном движении Вселенной. Только фактическое неучастие нашего сознания в эволюционном движении ведет его к смерти в уничтожении порождающей вполне обоснованный страх. Сознание нам дано не для того, чтобы осознанно не думать о смерти и не для того чтобы «закалять» его, манкируя страхом смерти, и даже не для того чтобы мучиться этим страхом, а для того, чтобы реализовать данную нам возможность преодолеть смерть его уничтожения. См.: Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия.
Страх смерти — есть тот предельный стимул, который должен заставить человека увидеть собственную космологическую пустоту и личностную ненужность в эволюционном движении Вселенной и тем самым заставить его изменить порядок своей жизни, привести этот порядок в соответствие с порядком бытия Вселенной. Однако если и этот стимул, — можно сказать последнее космическое предупреждение, — не способен подействовать на человека, то ничего не остается, как только его уничтожение в смерти.
В природе нашего бытия  не случайно самый большой ужас, какой только возможен, — есть ужас осознания своей космологической ненужности и фатальности следующего за этим уничтожения, что воплощается в страх смерти. В случае достижения индивидуумом космологической ценности страх смерти пропадает. Таким способом Вселенная защищает себя и свой путь развития.