В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Сознание человечества и его космологическое предназначение

Человечество характеризует и отличает от всей прочей неживой и живой природы сознание, поэтому понять место человечества в системе эволюционного движения Вселенной, его космическое предназначение невозможно, не понимая существа сознания как космологического явления. Сознание, его природа и место в системе эволюционного движения Вселенной, а также порядок возникновения и развития рассмотрены в статьях: Сознание (существо и природа); Эволюция Вселенной; Эволюция (возникновение и развитие) жизни (живой природы); Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы).
Наш уникальный вариант сознания, который присущ только человечеству, можно определить как антропное сознание являющееся частным вариантом сознания во Вселенной. Важно, что каждый вариант сознания во Вселенной всегда формируется уникальным и только по этой причине любой вариант сознания способен в этой своей уникальной индивидуальности участвовать в конкурентном эволюционном движении развития Вселенной — в создании преемственно уникальной метасознательной природы. См.: Эволюция (универсальный механизм эволюции); Уникальность (в организации мироустройства); Метасознание (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы).
Сознание — есть процессуальная система, характеризующаяся динамическими процессами иерархически третьего уровня, которая, исходя из свойств процессов этого уровня, способна вырабатывать цели и технологии преобразования окружающей природы. В отличие от досознательной психики, сознание характеризуется ноуменальным восприятием и моделированием окружающей природы, что позволяет ему решать задачи целенаправленного преобразования этой природы. Именно данное целенаправленное преобразование окружающей природы, реализуемое в развитии самого сознания и развитии этого преобразования, позволяет сознанию создать техногенную (искусственную) природу в конечном итоге иерархически следующего метасознательного уровня, характеризующуюся динамическими процессами четвертого уровня. В эволюционном движении Вселенной создать природу метасознательного уровня можно только на основе и посредством развития природы сознательного уровня, что и составляет предназначение всякого варианта сознания во Вселенной. См.: Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Феномен; Ноумен.
В соответствии со спецификой свойств сознания им создается и развивается (путем целенаправленного преобразования окружающей природы) техногенная природа — в нашем случае метаантропная природа, которая в начале строится неживого уровня, затем — живого, следом — сознательного, а потом и метасознательного уровня. См.: Метаантропная природа (создаваемая человечеством — антропной природой).
Космологическая ценность (аксионность) любого сознания (в том числе нашего антропного сознания) определяется его способностью построения аксионной метасознательной природы. Чем выше аксионность создаваемого сознанием метасознания, тем выше его собственная конкурентная космологическая ценность и тем выше надежность сохранения этого сознания в эволюционном движении Вселенной. См.: Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Цель существования человечества; Зачем (для чего) существует человечество; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека; Конец бытия человечества и что нас ждет дальше.
Итак, космологическое предназначение любой природы сознательного уровня, в том числе человечества, состоит в создании природы иерархически следующего метасознательного уровня. С построением метасознательной природы (которой присуще автономное саморазвитие) дальнейшее бытие человечества реализуется в системе развития этой им созданной метасознательной природы, в обусловленности развитием этой природы, в обеспечении ее высочайшими знаниями, технологиями и ресурсами. В таких условиях не уничтожается, а сохраняется аксионно значимое развитие сознания человечества, активно участвующее в системе метасознания в решении задач дальнейшего развития процессуальной организованности Вселенной. Можно утверждать, что в условиях метасознательного обеспечения душа человека, наделенная сознанием, достигает предела совершенства и истинно предельного блаженства, которое только для неё возможно, и это блаженство не в безделье космологического паразитизма, а в активном участии в метасознательном эволюционном развитии Вселенной и, тем самым, в движении к Богу. См.: Душа; Бог — Наивысшее Организующее Начало Мироздания; Цель Бога и ее реализация; Преодоление в жизни страданий, а в смерти — уничтожения, достижение высокого качества посмертного состояния; Конец бытия человечества и что нас ждет дальше.
К сожалению, нынешнее человечество в силу сохранения архаического традиционного способа (парадигмы) сознательного восприятия, сформированного во времена неолитической революции, но применяемого и поныне, строит свое бытие не в исполнении своего космического предназначения — не в аксионном развитии своего сознания и создании аксионной метасознательной природы, а в космологическом паразитировании — в наращивании потребления исключительно ради дальнейшего все более высокого потребления. Разумеется, мы строим метаантропную природу, хотим мы того или нет, в ориентации на создание, в конце концов, метасознательной природы, ибо иначе развивающееся сознание не может осуществлять свое бытие, но в собственной мировоззренческой ограниченности строим эту природу в целях наращивания нашего космологического паразитирования. Результатом является космологически ненужная (не аксионная) жизнь людей, тиражируемая в космологически обусловленных страданиях, и смерть людей, тиражируемая в уничтожении их космологически ненужного личностного существа, и закономерное движение всего человечества к физической самоликвидации. См.: Космологическое паразитирование человечества; Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения; Апокалипсис самоуничтожения человечества (реальность оснований).
Сохранение человечества в бытие и эволюционном движении Вселенной возможно единственно путем построения им собственного бытия в исполнении своего космического предназначения, в следовании  существующему эволюционному движению, а не в противостоянии ему. Для этого необходимо заменить безнадежно устаревшую традиционную парадигму сознательного восприятия на современную парадигму эпистемного (достоверного) сознательного восприятия, позволяющую воспринимать наше космическое предназначение и в осознанном понимании следовать ему. Только на этом пути мы в состоянии выйти из нарастающего кризиса нашего существования, обеспечить высокое качество жизни людей и определенное преодоление ими в смерти уничтожения. См.: Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия; Спасение человечества (единственный путь преодоления самоуничтожения).