В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа

1. Процессомонизм (от лат. processus – последовательная смена событий, процесс, и греч. monos – один, единственный) — воззрение, рассматривающее процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа.
Процессомонизм утверждает не только наличие в основе всего существующего единого и единственного (монистического) начала — процессуального начала, представленного преемственно организованным становлением преходящих событий, но более того утверждает, что в природе вообще ничего не существует кроме процессов, которые различным образом организованы. В основании всех вещей, в том числе материи (как обладающей массой покоя так обладающей лишь только массой движения) и духа (души, психики, сознания, идеи) лежат единственно и только процессы, которые образованы преемственно упорядоченным становлением событий реализуемых в относительном разнесении (иначе события неразличимы). Если говорить точнее, то всё существующее как в своих базовых основаниях, так и в существе своей организации представлено процессами. Процессы, исходя из их организации, возможны наипростейшие первичные, ротационно-зацикленные квазистатические и динамические. Различная организованность процессов, в том числе различная иерархическая организованность, образует все разнообразие мира и его движения. В реальной природе ничего нет кроме процессов различным образом организованных. См.: Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя).
2. В основаниях всего существующего ничего нет кроме преходящих событий и фактора преемственной организованности их становления в относительном разнесении. Вне событий ничего не происходит, и нет ничего реализованного, ибо все, что происходит и все, что существует в реализованной определенности, происходит и представлено только в реализуемых преходящих событиях. Важно, что сама природа в состоянии воспринимать себя только в событиях. В самих событиях формируется новое содержание преемственной организованности становления и относительного разнесения следующих событий, в тех — следующих событий и т.д. События, собственно, и предназначены для формирования фактора организованности становления и относительного разнесения следующих событий. Все события преходящи, поэтому сами по себе они существовать не могут, все они реализуются только в преемственной организованности их становления и относительного разнесения, что и образует процессы. Именно на основе различным образом организованных процессов формируется все существующее разнообразие. Ничего другого в реальности мироустройства нет, не нужно и быть не может. См.: Начала мироустройства; Фундаментальные основания мироустройства; Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало.
3. Классическая философская проблема, что первично в системе мироустройства — материальное начало или духовное (идеальное), решается очень просто — ни то и ни другое. В основе всего существующего лежат процессы различного, в том числе, как уже сказано, иерархически различного уровня организованности, что формирует все существующее разнообразие мира, в том числе все, что толкуется как материальное и все, что понимается как идеальное. В реальности мироустройства динамические процессы иерархически первого уровня и построенные на их основании разнообразные квазистатические процессы образуют то, что обозначается как материя (физические частицы, поля, волны, тела и т.д.) и ее движение. Динамические процессы иерархически второго уровня, обладающие аксионной значимостью (то есть способностью участвовать в эволюционном движении), а также построенные на их основании разнообразные квазистатически процессы, образуют то, что понимается как жизнь. Отсюда природа жизненного начала процессуальна и представлена аксионными динамическими процессами иерархически второго уровня. Динамические процессы иерархически третьего уровня и построенные на их основании разнообразные квазистатические процессы в зависимости от организации образуют психику, сознание, душу, включая все разнообразие идей, понятий, представлений и т.д., то есть формируют духовное начало. Динамические процессы иерархически четвертого уровня и построенные на их основании разнообразные квазистатические процессы образуют метасознание, способное строить идеи иерархически следующего уровня (метаидеи) и т.д. В космологическом плане духовное начало может быть иерархически различного уровня организованности — сознательного, метасознательного, сверхметасознательного и последующих уровней. Важно, что все эти уровни развития духа являются по своей внутренней природе результатом иерархического развития динамической процессуальности, начиная с иерархически третьего уровня. См.: Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Неживая природа (существо и основания); Жизнь (существо и природа); Сознание (существо и природа); Душа; Метасознание (существо и природа).
Всё, что в философии понимается под материальным началом и всё, что в ней понимается под духовным (идеальным) началом имеет одну и ту же процессуальную природу, и различаются эти начала лишь иерархическим уровнем и спецификой их образующей процессуальной организованности. Поэтому на вопрос, что первично в мироустройстве, есть лишь один ответ — не материальное начало и не духовное начало, а процессуальное начало, лежащее в основе мироустройства, различная организованность которого формирует всё сущее, в том числе формирует материальное начало (мир материальных вещей) и формирует идеальное (духовное) начало (мир идей).
Итак, в основе всего существующего, в том числе в основе материального начала и идеального начала, в основе жизненного начала и психического начала, в основе сознания, памяти, личностной индивидуальности и т.д. лежит процессуальность различной (в том числе иерархической) организованности. Отсюда безусловный примат процессуальности над всеми остальными атрибутами бытия, и этот примат можно определить как процессомонизм. Процессомонизм есть воззрение, согласно которому в основе мироустройства и в организации всего созданного лежит единое монистическое начало — процессуальность, образованная преемственно упорядоченным становлением событий.