В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Тавтологичность и организация мироустройства

Тавтология (от гр. tauto – то же самое + logos – понятие, учение) — повторение ранее созданного (сказанного). Тавтологичным является всё то, что не обладает истинной уникальностью. Все новые объекты (вещи) формируются в природе на основе свойств ранее созданных объектов, однако истинно новые (впервые созданные) объекты в силу эмерджентных отношений обладают качественно новыми свойствами, принципиально не сводимыми и не выводимыми из свойств их образующих объектов. Реализация ранее созданных (ранее организованных) объектов или объектов, свойства которых полностью определяются свойствами их образующих ранее созданных объектов, не обладает истинной новизной и не составляет уникально нового, поэтому такое движение является тавтологичным. Всё экстенсивное развитие является тавтологичным. См.: Уникальность (в организации мироустройства); Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового; Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности.
В соответствии с существующим порядком причинности все ранее созданные объекты (которые все процессуальны) обладают в той или иной мере свойством архетипичности (обладают множественной реализованностью) и потому во всякой реализации все они являются тавтологичными. Примером таких ранее созданных и ныне применяемых в природе объектов могут быть физические частицы, атомы, молекулы, структурные основы жизни, общепринятые идеальные понятия, представления, теории и т.д. и т.п. Архетипичность и тавтологичность в эволюционном движении актуальны, без архетипически сформированных тавтологически реализуемых объектов никое развитие невозможно, ибо архетипичность и тавтологичность образуют относительно устойчивую базу последующего эволюционного движения. Однако всякое истинное развитие состоит в нетавтологичном создании нового. См.: Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Причинность (существо и структура); Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства; Эволюция Вселенной.
Принципиально новые и потому не тавтологичные объекты строятся на базе ранее созданных объектов как объекты иерархически следующего уровня, обладающие уникально новыми свойствами, которые в силу эмерджентных отношений не могут быть сведены к свойствам объектов, на основе которых они созданы. Построение уникально новых объектов, которые в силу их начального создания в единственном экземпляре не обладают архетипичностью, является необходимым условием движения эволюции. В последующем из этих уникально новых объектов в естественном отборе сохраняются и применяются наиболее аксионные (способные участвовать в эволюционном движении), которые обретают архетипический вес и в последующей реализации становятся тавтологичными. Если говорить, к примеру, о развитии идеальных объектов, то все креативные решения, хотя и строятся на основе тех или иных ранее созданных психических гештальтов (тавтологически применяемых), тем не менее, изначально создаются уникально новыми не тавтологичными. См.: Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Эволюция (универсальный механизм эволюции); Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы).