В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Пространство и время (действительное существо и природа оснований)

1. Ныне существующее восприятие пространства и времени строится на базе архаической парадигмы (архаического способа) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия, созданной в древнейшие времена неолитической революции, но применяемой и поныне. Эта парадигма плохо приспособлена к восприятию внутренней природы реальных объектов и их движения, в том числе природы пространства и времени. Формализованный аппарат, которым ныне оперирует физика, в том числе в описании пространственно-временных отношений и их движения, не раскрывает внутреннюю природу ни времени, ни пространства. Понять действительное существо и природу пространства и времени можно, только заменив безнадежно устаревшую парадигму традиционного сознательного восприятия на современную парадигму эпистемного (достоверного) сознательного восприятия, что и реализовано в настоящей статье. См.: Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия; Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия.
2. Фундаментальные основания мироустройства представлены преемственно упорядоченным становлением событий; см.: Фундаментальные основания мироустройства; Событие — нечленимый элемент (акт) бытия. Преемственное становление множества различимых преходящих событий требует их последовательного и параллельного разъединения и разнесения друг относительно друга, иначе множественность различимых событий невозможна. Последовательное разнесение событий формирует понятие времени, а параллельное — понятие пространства. Так как реализуется последовательное и параллельное разнесение множества одних и тех же событий, то понятия пространства и времени оказываются взаимосвязанными. См.: Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя).
В основе отношений, которые мы воспринимаем как пространство и время, лежит сформированная на начальном этапе бытия Вселенной аксионная (приемлемая для обеспечения эволюционного движения) архетипически унифицированная процедура (организация) относительного разнесения событий. Эта процедура, как и всё прочее во Вселенной, сформирована обычным порядком эволюционного движения, в данном случае на начальном этапе развития Вселенной. См.: Начало бытия Вселенной; Начальная организация Вселенной; Эволюция (универсальный механизм эволюции); Эволюция Вселенной; Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства; Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность.
Нынешнее пространство и время — есть сформированная на начальном этапе бытия Вселенной система отношений между событиями, которая определяется аксионной и при этом архетипически сформированной процедурой преемственного параллельного и последовательного относительного разнесения событий. Если бы можно было начальный этап бытия нашей Вселенной повторить, то в соответствии с общим уникально-аксионным порядком эволюционного движения пространство и время, безусловно, были бы созданы иными, но также уникальными и в любом случае аксионными, способными обеспечить (возможно, в новом качестве) эволюционное движение Вселенной. См.: Уникальность (в организации мироустройства).
3. Всё существующее в реальной природе, все объекты и их движение — всё образовано процессами; см.: Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа.
Базовыми отношениями в организации Вселенной являются отношения между первичными архетипически сформированными процессами, которые лежат в основе всех прочих процессов. Относительное разнесение событий становления первичных процессов осуществляется в совместном (сопряженном) последовательном и параллельном их разнесении друг относительно друга. Соотношение между фактором параллельного и фактором последовательного разнесения событий друг относительно друга является архетипически унифицированным и обозначается как базовая скорость (скорость света). Данная скорость в своей сути является ни чем иным как свойством унифицированной процедуры разнесения первичных событий друг относительно друга. Иерархическое развитие процессов было бы в принципе невозможно, если бы данная процедура не являлась унифицированной. Эта процедура формируется в начале бытия Вселенной в аксионном отборе, первична и потому именно она определяет пространственно-временные отношения, а не пространственно-временные отношения определяют эту процедуру. См.: Начальная организация Вселенной.
На начальном этапе бытия Вселенной порядок относительного разнесения событий являлся произвольным, ибо не был архетипически унифицированным и потому в условиях ничем не ограниченной казуальной неопределенности осуществлялся в огромном разнообразии частных уникальных вариантов, в том числе в произвольном разнообразии базовых скоростей, что и определило инфляционное раздувание Вселенной. Лишь только последующий аксионный отбор выявил из этого разнообразия относительно наиболее аксионный вариант процедуры разнесения событий, который и был сформирован (в силу множественного применения) в архетипической определенности. С этого момента всякое последующее разнесение событий на уровне первичных процессов реализуется в соответствии с этим унифицированным архетипом, что остановило процесс раздувания и Вселенная перешла к, так называемому, стандартному расширению. На начальном этапе были сформированы топологические основы ныне существующего пространства-времени. Метрические свойства определялись по мере создания на базе первичных процессов разнообразных простейших квазистатических процессов, выявления из них наиболее аксионно организованных и становления их архетипичности. См.: Эволюция (универсальный механизм эволюции); Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового.
4. Важно, что пространство-время в принципе нельзя воспринимать как некую статическую систему, это динамическая система, существующая только в движении становления относительного последовательного и параллельного разнесения событий.
Время и пространство по своей природе являются релятивистскими. В системе реального времени одновременность представляет собой идеальное понятие, которое мыслится возможным только для часов, находящихся в одной точке (месте) пространства, то есть одновременность понимается как реализация разных событий (в разных часах) в одной точке пространства, что невозможно, ибо являет собой одно нерасчлененное событие. В этой связи следует различать идеальную одновременность и реально существующую синхронность. См.: Релятивизм времени и фактор синхронности.
Время существует в реализованном мире, а синхронность — в хеприферентном мире. Реали зованный мир есть релятивистский мир, выстраиваемый процедурой относительного разнесения событий, которая определяет релятивистские пространственно-временные отношения. Синхронность никакого отношения к процедуре относительного разнесения событий не имеет и потому не имеет никакого отношения к пространству-времени.
5. В различных вселенных варианты пространства-времени, как варианты процедуры (порядка) преемственного последовательно-параллельного разнесения событий, всегда формируются уникальными и потому самыми разнообразными, но при этом все они в реализуемом аксионном отборе строятся аксионными. Пространство-время в каждом из миров вселенных, в системе Метамира и в системе Мироздания являются качественно различными, ибо образованы качественно различными событиями и, соответственно, качественно различными процедурами относительного разнесения событий. Так, в системе нашего Мира вселенных реализуется множество специфических событий, в том числе событий создания различных вселенных, событий взаимодействия процессов Мира с вселенными (как с целостными образованиями), событий прекращения бытия вселенных, а также множество и иных собственных событий. Все эти события реализуются в соответствующем последовательном и параллельном относительном разнесении, что и формирует специфику пространства-времени в системе Мира. Точно также пространство-время в системе Метамира является качественно иным, чем в системе миров и вселенных. Исходя из специфики организации пространства-времени Мира вселенных понятно, что это пространство-время поглощает пространство-время вселенных. Точно также пространство-время Метамира поглощает пространство-время миров. См.: Мир вселенных; Метамир; Мироздание.
Кстати, если преодолеть архетипичность существующей процедуры относительного разнесения событий, то можно построить иную подобную процедуру и иные пространственно-временные отношения.