В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия

1. Понятие традиционной парадигмы
Первая парадигма (способ) сознательного (ноуменального) восприятия, созданная в унифицированном варианте нашими далекими предками (в результате отбора из формируемого уникального разнообразия), определила становление нашего начального сознания, что привело к неолитической революции — к качественному изменению всего порядка бытия человечества. Эта парадигма, обозначаемая как традиционная, сохранилась и практически без изменений применяется и поныне. Специфика данной парадигмы определяется генезисом ее создания в условиях формирования нашего начального сознания и в сути своей состоит в предельном упрощении феноменально воспринимаемой реальности. См.: Восприятие сознательное (ноуменальное); Феномен; Ноумен; Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Сознание (существо и природа); Сознание человечества и его космологическое предназначение.
Любая парадигма сознательного восприятия, осуществляя преобразование феноменального восприятия в ноуменальное, с необходимостью упрощает воспринимаемую реальность, ибо отражением буквально адекватным реальности может быть только сама реальность, вопрос лишь в том, как и в какой мере она его упрощает и приемлемость (допустимость) этого упрощения исходя из развития нашего сознания и стоящих перед ним задач.
Традиционная парадигма сознательного восприятия в соответствии с условиями своего создания характеризуется собственной специфической системой упрощения воспринимаемой реальности, что определяет конкретную ограниченность данной парадигмы. В основе этой системы упрощения лежит, прежде всего, выхолащивание динамического начала воспринимаемой реальности, реализуемое путем остатичивания (приведения к статическим образам, понятиям и представлениям) внешних проявлений этой реальности, и лишь на этой основе восприятия ее движения  и изменений. Можно сказать и так, что традиционная парадигма генезисом своего создания ориентирована на сознательное восприятие остатиченных ею объектов и только на этом основании на восприятие порядка движения этих объектов в их внешних проявлениях, но не в существе их внутренней природы. Разумеется, это не означает, что традиционная парадигма не позволяет воспринимать и исследовать иерархическую организацию объектов, но опять-таки лишь во внешних проявлениях образующих эти объекты иерархических структур.

2. Процессуальность реальности и ее остатиченное восприятие
Традиционная парадигма исходит из мыс­лен­ной остановки сущностно процессуальной реальности, расчленения её на объекты и описания этих объектов (природа которых в действительности процессуальна) посредством остатиченных ноуменальных понятий. В результате формируются остатиченные образы вычлененных из реальности процессуальных объектов, которым приписывается непрерывность существования и имманентность свойств. Отсюда появляются такие остатиченные ноуменальные по­ня­тия как физическое поле и физическая частица, атом, молекула, дерево, человек, психика, память и т.д., которым приписывается непрерывность существования и имманентность свойств, в то время как реальные объекты, обозначаемые этими понятиями, все сущностно процессуальны и характеризуются свойствами, которые становятся (и существуют) исключительно и только в преходящих событиях взаимодействия или спонтанного распада. См.: Процессы (динамические первичные, не зацикленные и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа; Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности. 
Если объекты неживой природы в определенных пределах можно описать подобным образом, то для явлений жизни, сознания, памяти фактор остатичивания является фатальным — уничтожающим саму возможность познания природы этих явлений. См.: Неживая природа (существо и основания); Жизнь (существо и природа); Сознание (существо и природа); Память психики (природа и местонахождение).
Реальность мироустройства сущностно динамична и в своих основаниях представлена исключительно и только преемственно организованным становлением преходящих событий, упорядоченные последовательности которых образуют процессы. Поэтому парадигмально традиционный способ, базирующийся на остатиченном восприятии реальности (осуществляемом в остатиченных понятиях и представлениях), попросту не отвечает действительности, в частности порождает идеи непрерывного существования и движения объектов. Однако даже сама природа не в состоянии воспринимать, что бы то ни было вне дискретных преходящих событий. Все, что происходит, происходит только в преходящих событиях и ничего вне событий не происходит. Все реализуется исключительно в преходящих дискретных событиях и в реализованном состоянии существует лишь в этих событиях, которые воспринимаемы природой и могут восприниматься нами, как ее частью. Непрерывное существование и движение реализованных объектов, домысливаемое между событиями, — есть иллюзия, порожденная весьма грубым отражением лишь внешних проявлений реальности. Мы, как и сама природа, не способны воспринимать то, что существует между событиями, не потому, что у нас нет таких способностей, а потому что ничего реализованного там нет. Всякое восприятие — есть событие (акт) взаимодействия и между событиями или помимо событий нет взаимодействий и невозможно реализовать восприятие. Между преходящими событиями существует лишь преемственная организованность становления событий, которая неизменна между событиями, формируется (изменяется) в реализованных событиях и проявляет себя в становлении следующих событий. При всем при этом традиционная парадигма утверждает прямо противоположное — наличие непрерывно существующих реализованных объектов (частиц, полей, волн, людей, психики, сознания, памяти и т.д.), которые только исходя из этого непрерывного существования, рассматриваются как способные к изменению. В подобном способе восприятия утрачивается процессуальное начало мира, поэтому не удивительно, что мы не можем понять природу физических  оснований мироустройства, природу жизни, психики, сознания, памяти и всего прочего. См.: Фундаментальные основания мироустройства; Динамическое начало мироустройства — преемственно упорядоченное движущее начало; Событие — нечленимый элемент (акт) бытия; Фактор преемственной организованности становления и относительного разнесения событий — хеприферентность; Реализованность (порядок реализации всего существующего, реализация миром себя); Понимание.
Традиционная парадигма самим порядком своего создания не приспособлена к восприятию внутренней сущностно динамической природы мира и потому во множестве продуцирует ошибочные понятия, категории и представления, начиная с уже упомянутых категорий непрерывного существования и движения, которые не имеют никакого отношения к действительности. Можно сказать и так, что традиционная парадигма плохо приспособлена к восприятию сущностно процессуальной природы мира, познание которой необходимо для решения задач целенаправленного преобразования этого мира на уровне его внутренней процессуальной природы.

3. Ограниченность традиционной парадигмы
Любая парадигма сознательного (ноуменального) восприятия, как уже сказано, всегда в той или иной мере не адекватно отражает реальность, ибо во всех случаях упрощает эту реальность. В этом упрощении каждая парадигма по-своему уникальна и вариантов таких уникальных парадигм возможно практически неограниченное множество. Проблема нынешней традиционной парадигмы в том, что она в своей уникальности, обусловленной специфическим упрощением воспринимаемой реальности, не отвечает нынешнему уровню развития нашего сознания и тем задачам, которые в настоящее время стоят перед ним.
Основные положения традиционной парадигмы сознательного восприятия, которые категорически не отвечают реальной действительности и в настоящее время требуют преодоления, а также порождённые ими иллюзии, уводящие нас от понимания мира и самих себя в этом мире, следующие.
1. Упрощение реальности путём ее тотального остатичивания, которое заключается в ноуменальном восприятии этой реальности посредством выхолащивания её процессуального начала — членения реальности на относительно обособленные объекты и их описания в статических (остатиченных) ноуменальных понятиях и представлениях. Результатом подобного упрощения является неспособность воспринимать фундаментальные сущностно процессуальные основания мироустройства. В частности, природу статических (квазистатических) объектов и их движения. Все статические объекты (вещественные объекты) формируются посредством ротационного зацикливания их образующих динамических процессов, а движение этих объектов образовано динамическими не зацикленными процессами. Вещественные объекты обладают, именно как зацикленные процессы движения, массой покоя, а динамические не зацикленные процессы их движения обладают, соответственно, лишь массой движения. В результате непонимания единых и единственных динамических начал традиционная парадигма вынуждена вводить в основы мироустройства некую статическую субстанциональность, а также все то же движущее начало. Если из движущего динамического начала естественным образом формируются статические структуры (путем ротационного зацикливания движущего начала), то из статических субстанциональных структур сформировать движущее начало невозможно. При всем при этом традиционная парадигма не в состоянии объяснить природу ни субстанциональности, ни движущего начала. См.: Начала мироустройства.
2. Остатиченное восприятие реальности приводит к глубоко ошибочному убеждению, фактически к вере в непрерывность существования и непрерывность движения объектов. Сама природа, как уже сказано, не способна воспринимать, что бы то ни было между преходящими событиями становления, мы же полагаем некую непрерывность существования объектов и их движения. Если на уровне задач адаптивного поведения такое упрощение и оправдано, то на уровне задач целенаправленного преобразовании природы — нет. К примеру, при жизни человека сохраняется не некая его непрерывная идентичность, а преемственная организованность становления его уникальной индивидуальности. Все в реальной природе, в том числе ротационно зацикленные процессы образующие квазистатические (вещественные) объекты, находится в постоянном преемственно организованном становлении, которое реализуется исключительно и только в дискретных преходящих событиях.
3. Вера в непрерывность существования и движения объектов порождает иллюзию континуальности (непрерывности) пространства-времени. В основе этой иллюзии лежит глубочайшее непонимание существа и природы пространства-времени. Пространство и время формируются порядком преемственно организованного параллельного и последовательного разнесения событий, иначе события были бы неразличимы и сводились бы к одному событию. Изменение порядка последовательно-параллельного относительного разнесения событий определяет новое содержание (топологию) пространства-времени. Поэтому если мы хотим изменить пространственно-временную топологию, то следует менять организацию порядка (процедуры) относительного разнесения событий. В каждой из вселенных этот порядок относительного разнесения событий формируется эволюционным движением в собственной уникальной индивидуальности, что определят соответствующий собственный вариант пространства-времени. Свой вариант пространства-времени существует в каждом мире вселенных и в системе Мироздания, что обусловлено спецификой порядка относительного разнесения тех событий, которые их образуют. См.: Пространство и время (действительное существо и природа оснований).
К сказанному можно добавить, что традиционной парадигме свойственно приписывать абстрактным математическим идеям реальность существования. Примеров тому множество — в частности, это идеи точки, плоскости, бесконечности, континуальности, многомерности (свыше трехмерности) и т.д. Все это в реальной природе не существует. Важно, что в надлежащем объяснении действительности мироустройства, которое образовано преемственно организованным становлением событий, ничего подобного и придумывать не нужно. См.: Бесконечность и реальность.
4. Ошибочные представления, что свойства объектов существуют непрерывно (постоянно) и имманентны самим объектам. В действительности все свойства всегда формируются, существуют и реализуются лишь только в преходящих событиях взаимодействия объектов. Свойства принадлежат не объектам, а отношениям между объектами — свойства становятся в системе отношений взаимодействующих объектов и заключаются в формировании новых объектов или в изменении взаимодействующих объектов либо в изменении порядка их движения. Традиционное сознательное восприятие способно отражать лишь внешние проявления свойств объектов в непонимании их процессуальной и при этом эмерджентной природы. См.: Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности.
5. Распространенная вера, которая в своей сути алогична, в возможность восприятия субъектом объекта вне изменения (становления) как воспринимающего субъекта, так и самого объекта восприятия. В действительности всякое восприятие — есть взаимодействие и потому с очевидностью состоит в изменении воспринимаемого объекта и воспринимающего субъекта. Если мы пренебрегаем этими изменениями, то мы пренебрегаем природой этого явления.
6. Остатиченное и чрезмерно упрощенное восприятие существующего порядка причинности привело к убеждению, будто все отношения сводятся к близкодействию, что в условиях процессуальной организации мироустройства вообще абсурдно. В частности в формировании отношений целостности и преемственно организованного относительного последовательно-параллельного разнесения событий. Реально существующий порядок причинности, определяющий становление свойств объектов и организованность их  движения, формируется в отношениях, которые в принципе являются дальнодействующими (надпространственными). Все свойства объектов формируются в отношениях дальнодействия, причем в событиях не с этими, а с сопряженными с ними объектами, а реализуются свойства в их конечной определенности в событиях близкодействия во взаимодействии рассматриваемых объектов. Примером отношений дальнодействия может быть хорошо известный эксперимент Эйнштейна, Розена, Подольского. Вне отношений дальнодействия в принципе никакая целостность объектов невозможна и никакая эмерджентность их свойств невозможна. См.: Причинность (существо и структура); Целостность.
7. Недооценка значения фундаментальной случайности и ее исключительно важной роли в формировании всего нового. Фактор фундаментальной случайности актуален и реализует себя не только в микромире, но и во всей существующей реальности. Именно этот фактор определяет космологически ценную уникальность становления Вселенной и всей системы Мироздания, нетавтологичность развития Мироздания в вечности. Остатиченное восприятие причинно следственных отношений не позволяет понять действительный порядок мироустройства, определяющий в сути своей унифицированное эволюционное движение, реализуемое в закономерной определенности и уникальной неопределенности (непредсказуемости) преемственного становления разнообразия новых объектов и отборе из них наиболее аксионных (способных участвовать в последующем эволюционном движении). Таким путем организовано все развитие Вселенной — создание элементной базы вещества, фундаментальных законов и констант, построение неживой природы, живой, сознательной, метасознательной и т.д. Однако, не воспринимая и не понимая существующий порядок причинности, понять механизм всего этого движения невозможно. См.: Уникальность (в организации мироустройства); Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового; Эволюция (универсальный механизм эволюции); Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Вечность (существо и природа); Тавтологичность и организация мироустройства.
8. Традиционный способ сознательного восприятия в силу неспособности воспринять и понять существующий причинно обусловленный порядок бытия Вселенной, воплощаемый в эволюционное движение, оказался не способен воспринять и понять также и цель бытия Вселенной, порядок ее возникновения, развития и прекращения бытия, понять, что было до нашей Вселенной и что будет после. В этом непонимании традиционная парадигма породила глубоко ошибочные представления, согласно которым возникновение Вселенной реализовано в спонтанной (случайной) флуктуации, а завершение ее бытия реализуется в полном уничтожении всего в ней достигнутого, что определило убеждение космологической бессмысленности всякого бытия в ней, в том числе также и нашего. Действительно, какая разница, что происходит, если все закончится полным уничтожением. См.: Вселенная; Цель бытия Вселенной; Начало бытия Вселенной; Начальная организация Вселенной; Эволюция Вселенной; Эволюция (возникновение и развитие) неживой природы; Эволюция (возникновение и развитие) жизни (живой природы); Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы); Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы); Сознание человечества и сознательная (метасознательная, сверхметасознательная) Вселенная; Конец бытия Вселенной.
9. Традиционная парадигма, будучи неспособна воспринять и понять обусловленность бытия Вселенной, а в ее системе обусловленность всего реализуемого в ней движения, оказалась неспособна воспринять и понять также и космическую обусловленность человечества, её существо, природу и порядок реализации.
Неспособность воспринять на сознательном (ноуменальном) уровне космическую обусловленность бытия человечества и наше космическое предназначение наряду с существующими представлениями о бессмысленности бытия Вселенной и потому космологической бессмысленности нашего собственного существования определило построение мировоззрения космологического паразитизма. В результате свое бытие мы строим с единственной целью наращивания потребления и наслаждений ради дальнейшего все большего потребления и все большего продления жизни в наслаждениях — все это ведет нас к закономерному самоуничтожению, как космологически неудачной сознательной природы, непригодной к участию в эволюционном движении. Можно добавить, разумеется, человечество должно потреблять, размножаться и наслаждаться жизнью, но не ради потребления, размножения и наслаждений, а ради исполнения своего космического предназначения, но этого как раз и нет в нашем миропонимании и поведении. См.: Цель существования человечества; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека; Космологическое паразитирование человечества; Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения; Апокалипсис самоуничтожения человечества (реальность оснований); Конец бытия человечества и что нас ждет дальше.  
10. Традиционная парадигма не воспринимает и не понимает цель и действительный порядок бытия нашей Вселенной, что не позволяет понять структуру и порядок бытия иерархически вышестоящей системы Мироздания. Отсюда в условиях традиционной парадигмы невозможно сознательное восприятие и понимание Наивысшего Организующего Начала Мироздания, толкуемого в традиционном мировосприятии как Бог, Высшая Реальность, Дао и т.д. Только воспринимая организацию Мироздания, порядок бытия нашей Вселенной, нашу собственную космическую обусловленность можно на сознательном уровне воспринимать Бога, Его цель и Порядок исполнения этой цели, наши возможности общения с Богом. См.: Бог — Наивысшее Организующее Начало Мироздания; Цель Бога и ее реализация; Великий Замысел; Познаваемость Бога; Метарелигия; Метарелигия «Космической сопричастности»; Метарелигия и наука.
11. Исходя из традиционной парадигмы, невозможно понять предельное совершенство нашего Мироздания, которое (это совершенство) существует только в порядке его становления — в преемственно организованном становлении, обеспечивающем вечную юность постоянно обновляемого в уникальном саморазвитии Бога, а через нескончаемое саморазвитие Бога и организованное развитие всей системы Мироздания. Уникально-аксионное нетавтологичное развитие миров и вселенных формирует уникально-аксионный опыт иерархического развития процессуальной организованности, обеспечивающий нескончаемое и нетавтологичное саморазвитие Бога в вечности. Совершенство становящегося Мироздания замкнуто в нескончаемом уникально-аксионном иерархически возобновляемом нетавтологичном становлении саморазвития. Всякая другая вечность для Мироздания бессмысленна (не аксионна) и потому не существует.
В силу предельного совершенства порядка становления, все достигнутое в этом становлении может быть лишь относительно совершенным и потому всегда является преходящим.
12. Можно подчеркнуть также тот факт, что примитивизм традиционного способа сознательного восприятия тяготеет к мистицизму, что в частности сводится к обозначению непонятных явлений такими понятиями, которые  в сути своей лишены всякого смыслового содержания. Именно поэтому некоторым, а иногда и многим кажется, что эти понятия что-то объясняют. Отсюда активное тиражирование таких примитивных и антропоцентрических понятий как: мировое информационное поле; тонкая материя образующая наши души и наше сознание; параллельные миры; инопланетяне, обучавшие людей в прошлом, а ныне их похищающие, либо диктующие им информацию, которая и так всем известна, и т.д. Все это лишь уводит человека от реальности, от понимания им своего места в эволюционном движении Вселенной и своего высокого космического предназначения.

4. Итоги
1. Выше приведены, разумеется, не все факторы, характеризующие ограниченность традиционной парадигмы. Однако и этих факторов достаточно, чтобы утверждать, что замена данной парадигмы на новую парадигму эпистемного сознательного восприятия, безусловно, необходима. См.: Парадигма эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия.  
Охватывая в целом все перечисленное трудно сказать, что остается от традиционной парадигмы сознательного восприятия действительно адекватного реальности. Понятно, что весьма немногое. И в рамках такой парадигмы мы все воспринимаем и мыслим.
2. Со времени создания первого способа сознательно восприятия — традиционной парадигмы сознательного восприятия, прошли многие тысячелетия, но этот способ с тех пор практически не претерпел изменений. Вся система нашего мировосприятия и миропонимания во всех ее вариантах — в философском, естественнонаучном, теологическом, мистическом и бытовом, базируется на этом традиционном способе сознательного восприятия, и во всех этих вариантах в своих основаниях одинаково ограничена.
Наличие традиционной парадигмы обуславливает существование у нас сознания, а его унифицированность позволяет всем нам схожим образом воспринимать, мыслить и понимать друг друга. Тем не менее, для нынешнего уровня развития нашего сознания эта парадигма является чрезмерно примитивной. Сохранение и применение этой парадигмы, как уже отмечено, не позволяет современной физики понять природу физических оснований мира, природу фундаментальных законов и эволюционный порядок их возникновения, биологии не позволяет понять природу жизни, психологии и философии — природу сознания, памяти и т.д. При этом главная наша проблема в том, что примитивизм традиционного способа сознательного восприятия лишает нас возможности понять нашу космическую обусловленность и наше космическое предназначение, причины системно низкого качества нашей жизни и природу нашей смерти в уничтожении. В результате свое существование мы строим в космологическом паразитизме, что определяет нарастающий кризис нашего бытия, который является космологическим, отражающим ущербность нашего варианта сознания, его неспособность понять собственное космическое предназначение и следовать ему. Наш экспоненциально нарастающий космологический паразитизм, безусловно, приведет нас к самоуничтожению, причем, естественному. Всё космологически паразитирующее, непригодное к участию в эволюционном движении уходит со сцены бытия. Не для космологических паразитов существует Мироздание и наша Вселенная. Можно не сомневаться, мы в нынешнем качестве катастрофически не нужны Вселенной.
Для человечества жизненно необходима замена безнадежно устаревшей парадигмы традиционного сознательного восприятия на современную парадигму эпистемного сознательного восприятия, что единственно способно изменить наше мировоззрение с космологически паразитического на отвечающее нашему космическому предназначению. Только новое мировоззрение позволит нам построить порядок нашего бытия в соответствии с нашим космическим предназначением и тем самым сохранить человечество в эволюционном движении Вселенной. В противном случае у нас нет будущего. См.: Спасение человечества (единственный путь преодоления самоуничтожения).