В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Конец бытия человечества и что нас ждет дальше

1. Бытие человечества, как определенного варианта сознательной природы, безусловно, является ограниченным. Однако следует говорить не о конечности нашего бытия, а о конечности нашего автономного развития как природы сознательного уровня, которое может завершиться либо прекращением нашего бытия, либо его сохранением в новом качестве в последующем эволюционном движении. Наше конечное развитие, суть конечное развитие нашего сознания, завершается прекращением (самоуничтожением) нашего бытия, если в этом развитии нашему сознанию не удается достичь конкурентно высокой космологической ценности (аксионности) в эволюционном движении Вселенной. Если же наше сознание в своем развитии достигает конкурентно высокой космологической ценности, которое с необходимостью воплощается в создание аксионной метаантропной природы иерархически следующего метасознательного уровня, бытие человечества как антропной сознательной природы завершается его сохранением в новом качестве в системе созданной нами метасознательной природы. Автономное развитие нашего сознания заканчивается, его дальнейшее развитие реализуется в системе метасознания метаантропной природы в полном обеспечении ресурсами и технологиями метасознания. См.: Цель бытия Вселенной; Эволюция Вселенной; Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Сознание (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы); Цель существования человечества; Метаантропная природа (создаваемая человечеством — антропной природой); Метасознание (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы).
Космологическая ценность человечества, являющегося природой сознательного уровня, определяется исключительно нашей способностью развития своего антропного сознания и на этой основе построения новой природы иерархически следующего метасознательного уровня в уникальном метаантропном варианте. Другого пути создания метасознательной природы во Вселенной, как только на основе и посредством развития сознательной природы, не существует. См.: Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека; Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового.
Итак, наше бытие завершится либо естественным самоуничтожением в случае развития нами своего сознания в космологическом паразитизме и его ненужности в эволюционном движении, либо сохранением нашего бытия в новом качестве, что реализуется в случае исполнения нами своего космического предназначения и создания аксионной природы иерархически следующего метасознательного уровня. В последнем случае сохраняется наше бытие и дальнейшее развитие нашего сознания на качественно новом уровне в системе развивающегося метаантропного метасознания. См.: Космологическое паразитирование человечества; Апокалипсис самоуничтожения человечества (реальность оснований); Спасение человечества (единственный путь преодоления самоуничтожения).
2. Конечный итог развития человечества как природы сознательного уровня определяется космологической ценностью созданной нами метаантропной природы метасознательного уровня, в системе которой сохраняется бытие и участие нашего сознания в дальнейшем эволюционном движении Вселенной. С построением метасознания только в его системе и только как его часть мы можем сохранить бытие собственного сознания, возможное единственно в аксионном развитии. Дело в том, что метасознание строится нами в преемственно метаантропном варианте и создается на основе нашего антропного сознания как иерархически следующий уровень его развития. Поэтому участие нашего сознания в дальнейшем эволюционном движении Вселенной возможно только на иерархически новом уровне — в системе и совместно с развитием метасознания метаантропной природы, которое способно поднять участие нашего сознания на качественно новый уровень. Такое продолжение бытия нашего сознания и его участия в развитии Вселенной в случае аксионности (космологической ценности) этого нашего сознания актуально и потому будет реализовано и тем самым сохранится в последующем бытие. В этом случае качество нашего бытия и нашего участия в развитии Вселенной достигает предела совершенства, несравнимого с традиционной нирваной или раем в космологически паразитическом безделье. См.: Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы); Человек будущего —  утопии и реальность; Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы).
В ситуации отсутствия аксионной значимости развития нашего сознания реализуется, как уже сказано, естественное и закономерное его самоуничтожение, которое обусловлено не исполнением нашим сознанием космологической цели своего существования, что сопровождается девальвацией ценности человеческой жизни и жизни всего человечества (как носителя неаксионного сознания), и непреодолимым нарастанием кризиса всех систем нашего бытия. См.: Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения.
В любом случае существование человечества как природы сознательного уровня ограничено. От нас зависит, чем закончится это наше существование — самоуничтожением или космологическим возвышением, что определяется критерием конкурентной пригодности (аксионности) нашего уникального антропного сознания к участию в эволюционном движении развития Вселенной. 
Последующее развитие созданной нами уникальной метаантропной природы метасознательного уровня, реализуемое в конкурентно высокой аксионной значимости, завершается становлением сверхметасознательной природы также в преемственно уникальном варианте. Развитие нами порожденной ветви метаантропного метасознания и далее сверхметасознания в интеграции с другими аксионно значимыми вариантами сверхметасознания во Вселенной приводит к формированию природы иерархически следующего уровня организованности, в которой наше сознательное начало сохраняется и продолжает участвовать на своем уровне в развитии Вселенной. Именно таким путем наше антропное сознательное начало способно сформировать уникальную ветвь антропного развития Вселенной. Уникальность нашего варианта сознания, при условии его развития в высокой аксионной значимости, может иметь перспективы преемственного возвышения не только до конечных пределов иерархического развития Вселенной, но и далее сохранить себя и свою антропную ветвь в развитии Мира вселенных путем участия в преемственном становлении последующих вселенных. Всё это движение, представленное в возвышении антропного варианта сознания, возможно только при  условии, что наше сознание реализует себя в конкурентно высокой аксионной значимости. Решению этой задачи и посвящена система статей «Эпистеме». См.: Цель Бога и ее реализация; Мироздание; Эволюция Вселенной; Вечность (существо и природа).
Человечество, при всей космической незначительности временных масштабов своего бытия, обладает потенциальной возможностью сформировать собственную ветвь аксионного развития Вселенной вплоть до высочайших уровней и далее по окончании бытия Вселенной продолжить свое участие в развитии Мира вселенных. Однако пока мы упорно строим свое бытие в космологическом паразитировании, и говорить о формировании нами своей ветви развития Вселенной, обладающей конкурентно высокой аксионной значимостью, не приходится.