В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Фундаментальные законы — природа, порядок создания, возможность сдвига

1. Современная физика полагает, что вся существующая система базовых оснований Вселенной, в том числе фундаментальные законы, мировые константы, элементарные частицы и отношения между ними, пространство и время и т.д., не создавалась в эволюционном развитии Вселенной, а в готовой форме эта система была заранее в случайной определенности предуготовлена и по мере расширения и остывания Вселенной реализована в ней. См.: Начало бытия Вселенной; Начальная организация Вселенной.
В отличие от подобных мистических представлений о Всемогущей Случайности созидающей все что угодно, «Эпистеме» утверждает наличие эволюционного процесса, который сформировал все базовые основания Вселенной. Причиной такого утверждения является ныне наличествующий порядок эволюционного движения Вселенной, который, как минимум, может быть экстраполирован в прошлое, и таким образом позволяет понять порядок эволюционного формирования фундаментальных законов и мировых констант, элементарных частиц и отношений между ними, пространства-времени и т.п. Эпистеме не только утверждает, что возможно познание порядка эволюционного формирования базовых оснований природы Вселенной, но и раскрывает этот порядок, а также обосновывает, что тот же самый порядок — один и тот же, лежит в основе эволюционного формирования всей природы — неживой, живой, сознательной, метасознательной и т.д. Эпистеме рассматривает механизм и природу этого порядка, формирующего эволюционное движение, а также начала его происхождения. См.: Эволюция (универсальный механизм эволюции); Эволюция Вселенной; Эволюция (возникновение и развитие) неживой природы; Эволюция (возникновение и развитие) жизни (живой природы); Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы); Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы).
2. Природа сущностно процессуальна и в ней все унифицированные структуры (частицы, атомы, молекулы и т.д.) и унифицированные отношения между ними (законы) формируются в этой унифицированности за счет становления фактора архетипичности этих структур и этих отношений. Архетипичность определяет унифицированность преемственного становления процессуальных структур и отношений между ними (иных, непроцессуальных структур и отношений в природе не существует). См.: Фундаментальные основания мироустройства; Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Архетипичность — фактор, формирующий унифицированность в системе мироустройства; Хеприальность — синхронизирующий и синхронно организующий фактор в основаниях мироустройства.
Все существующие законы — есть унифицированные отношения между событиями и реализуемыми в событиях процессами, которые сформированы с высоким архетипическим (хеприальным) весом. Всякий закон или закономерность (тенденция) представляет собой архетипически сформированный порядок отношений. Если архетипичность жестко выражена (высок архетипический вес), то формируется закон, если не жестко, то — закономерность. См.: Событие — нечленимый элемент (акт) бытия.
Создание базовых структур и фундаментальных законов было реализовано на начальном этапе становления Вселенной. До этого никаких унифицированных структур и никаких унифицированных законов в системе Вселенной не было. Изначально существовал только порядок причинности — порядок преемственного становления событий, который является общим (унифицированным) в системе Мира вселенных. См.: Мир вселенных; Вселенная; Начало бытия Вселенной; Начальная организация Вселенной; Причинность (существо и структура).
На начальном этапе бытия Вселенной отношения между событиями становления первичных процессов не были архетипически унифицированными и потому в соответствии с существующим порядком причинности эти отношения продуцировались в гигантском уникальном разнообразии. Из этих отношений всё тем же существующим порядком причинности отбирались наиболее аксионные — способные строить и строящие последующее эволюционное движение. На том же этапе развития Вселенной аналогичным порядком продуцирования уникального разнообразия и аксионного отбора осуществлялось формирование архетипов первичных и построенных на их основе простейших процессов, что образовало элементную базу вещества — элементарные частицы и отношения между ними. В результате была создана уникальная и при этом аксионная система базовых структур и законов. См.: Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового.
3. Исходя из понимания архетипической природы законов, допустимо утверждать, что в принципе возможен сдвиг любого закона при условии разрушения или локального изменения его архетипичности и при этом локального формирования нового закона — суть новых архетипически организованных отношений.