В основе данной краткой энциклопедии лежит система знаний Эпистеме — книга «Эпистеме», автор Шустров Владимир Григорьевич, см. www.Epistem.ru. Настоящий сайт является спутником этого сайта.

Редакция пятая, дополненная

Сознание (существо и природа)

1.Нам никогда не понять природу и космическое предназначение сознания, если воспринимать мир таким способом, который ныне существует. Этот способ (парадигма) сознательного восприятия был создан во времена неолитической революции, но сохранился и применяется поныне. См.: Восприятие сознательное (ноуменальное); Феномен; Ноумен; Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Парадигма (способ) традиционного сознательного (ноуменального) восприятия.
Природа мироустройства, включая природу сознания, раскрывается с заменой архаического традиционного способа (парадигмы) сознательного восприятия на современный способ эпистемного сознательного восприятия, который существенно адекватнее отражает реальность на сознательном уровне. См.: Парадигма (способ) эпистемного сознательного (ноуменального) восприятия.
Реальный мир сущностно процессуален и в этой процессуальности сознательная природа характеризуется динамическими процессами (динамическими процессуальными системами) иерархически третьего уровня, обладающими аксионной значимостью, то есть способными участвовать и участвующими в эволюционном движении. См.: Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Процессомонизм — процессуальность как единое (фундаментальное) и единственное основание всего сущего, в том числе материи и духа; Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность.
Иерархически третий уровень организованности динамических процессов обладающих аксионной значимостью определяет соответствующую специфику свойств процессуальных систем толкуемых как сознательная природа. Прежде всего, свойства целенаправленного преобразования окружающей природы, в том числе в участии в эволюционном движении Вселенной. См.: Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности.
Все что существует — все определяется механизмом эволюционного движения Вселенной. Не является исключением сознание, его природа, порядок возникновения и развития. См.: Эволюция Вселенной.
2. Сознание — есть процессуальная система способная вырабатывать цели и технологии преобразования окружающей природы. Любое сознание в системе Вселенной характеризуется динамическими процессами иерархически третьего уровня способными участвовать в эволюционном движении, то есть способными осуществлять создание природы в конечном итоге следующего метасознательного уровня, отличающейся динамическими процессами иерархически четвертого уровня. Создание метасознательной природы реализуется во Вселенной исключительно и только на основе и посредством развития сознательной природы. Сознание, исходя из собственного развития и на этом основании целенаправленного все более совершенного преобразования окружающей природы, тем самым формирует и развивает техногенную (в нашем случае метаантропную) природу вплоть до целенаправленного создания на ее основе метасознательной природы. См.: Процессы (динамические первичные, не зацикленные динамические и зацикленные квазистатические); Вселенная; Эволюция Вселенной; Эволюция (возникновение и развитие) сознания (сознательной природы); Метаантропная природа (создаваемая человечеством — антропной природой); Метасознание (существо и природа); Эволюция (возникновение и развитие) метасознания (метасознательной природы).
В эволюционном движении Вселенной: неживая природа характеризуется динамическими процессами иерархически первого уровня, живая — динамическими процессами иерархически второго уровня, обладающими аксионной значимостью (то есть способностью участвовать в эволюционном движении), сознательная природа — аксионными динамическими процессами иерархически третьего уровня, метасознание — аксионными динамическими процессами иерархически четвертого уровня и т.д. Всякое сознание представляет собой систему динамических процессов иерархически третьего уровня, а также сформированных на основе этих динамических процессов разнообразных квазистатических процессов, в том числе иерархически организованных, способную вырабатывать цели и технологии преобразования окружающего мира. Выработка целей и технологий осуществляется сознанием посредством ноуменального восприятия и построения ноуменальных моделей этого мира. Ноуменальное восприятие мира, организуемое в ноуменальных гештальтах, реализуется сознанием на основе феноменального восприятия в феноменальных гештальтах путем трансляции этого феноменального восприятия в ноуменальное восприятие. Порядок трансляции феноменального восприятия в ноуменальное представлен унифицированным (общепринятым) способом (парадигмой) сознательного восприятия, осуществляемого на основе феноменального восприятия. Вполне понятно, что этот способ может быть различным и зависит как от специфики развития сознания, так и от специфики развития самого способа трансляции (преобразования) феноменального восприятия в ноуменальное. Наличие такой парадигмы в сознательном восприятии обязательно. Квазистатические ноуменальные гештальты, созданные процессами сознания исходя из феноменального восприятия и принятой парадигмы, образуют относительно статические (квазистатические) ноуменальные образы, понятия, представления и т.д. При этом развиваются также и динамические процессы сознания, осуществляющие оперирование этими квазистатическими гештальтами как целостными образованиями. Сознание способно вырабатывать цели и технологии не только преобразования окружающей природы, но и адаптации к ней, однако определяющим его свойством является целенаправленное преобразование окружающей природы. См.: Аксионность — космологическая (онтологическая) ценность; Гештальт (в психологии); Восприятие сознательное (ноуменальное); Парадигма (способ) сознательного восприятия, реализуемого в ноуменах; Целостность.
3. Природа всякого сознания, как уже сказано, представлена динамическими процессами (процессуальными системами) иерархически  третьего уровня. Эти процессы в отличие от динамических процессов второго уровня, образующих живую природу, обладают в силу эмерджентных отношений качественно новыми свойствами, не сводимыми к свойствам процессов живой природы, потенциально способными строить природу иерархически следующего метасознательного уровня. Процессы сознания (психики) формируются на базе определенных процессов природы живого уровня (в частности для человека на базе церебральных процессов головного мозга) как иерархически следующий уровень процессов, обладающих (по причине эмерджентных отношений) принципиально новыми свойствами. Искать в головном мозге следы записей психических гештальтов в качествах их психического различения — энграммы, столь же абсурдно, что и искать в неживой природе записи качеств различения ее объектов (к примеру, атомов или молекул) на неких материальных носителях. См.: Свойства объектов (природа свойств) и фактор эмерджентности; Память психики (природа и местонахождение); Память вселенных, миров вселенных, Мироздания (существо и природа).
Каждое сознание во Вселенной уникально и обладает свободой мышления и целеполагания, что является необходимым условием создания этим сознанием природы иерархически  следующего метасознательного уровня также в уникальном варианте. В силу свободы сознания (обусловленной фактором казуальной неопределенности преемственного становления событий) оно способно создавать как аксионные процессы (участвующие в эволюционном движении) так и неаксионные процессы (космологически паразитические), однако последнее ведет сознание в эволюционном движении Вселенной к самоуничтожению. Все сказанное касается и индивидуального и коллективного сознания. Создание аксионной метасознательной природы реализуется сознанием на основе собственного аксионного развития и построения аксионной техногенной (метаантропной) природы, развитие которой совершенствуется по мере развития сознания вплоть до построения техногенной природы метасознательного уровня. См.: Сознание человечества и его космологическое предназначение; Казуальность — фактор фундаментальной неопределенности, случайности в основаниях мироустройства, обеспечивающий уникальность становления нового; Космологическая ценность (аксионность) человечества и человека.
4. Сознание любого индивидуума представляет собой целостно организованную иерархически упорядоченную процессуальную систему, которая может быть реализована (активирована) различным образом, прежде всего как целостная система, что имеет место в состоянии бодрствования (в экстравертированном состоянии сознания), но может быть и не реализована как целостная система, к примеру, в состоянии сна или в измененных состояниях сознания. См.: Целостность.
Все процессы сознания являются иерархически организованными. Любой процесс сознания построен на базе определенных аксионных процессов уровня живой природы (на базе физиологических церебральных процессов), а те построены на основе определенных аксионных процессов уровня неживой природы. Каждый из уровней в этой иерархии благодаря эмерджентным отношениям обладает качественно новыми свойствами, которые не присущи нижележащим уровням, хотя и построены на их основе, способными создавать природу (процессуальные системы) иерархически следующего уровня.
Если говорить точнее, то иерархически третий уровень аксионных динамических процессов представлен процессами психики. Появление в системе психики первых процессов сознания определяется построением в ней простейших ноуменальных гештальтов, которые формируются как иерархически следующий уровень организованности квазистатических процессов образующих феноменальные гештальты. Разумеется, в развитии процессов сознания совершенствуются также и динамические процессы иерархически третьего уровня, оперирующие как ноуменальными гештальтами, так и определенными (осознаваемыми) феноменальными гештальтами. Бессознательное феноменальное восприятие и модели­рование, обеспечивающее непосредственное реагирование и выраженное в системе переживаний, позволяет решать задачи текущей адаптации к окружающему миру и предельно простейшего его преобразования. Ноуменальные гештальты и оперирование этими гештальтами предоставляют возможность относительно свободно (вне необходимости непосредственного реагирования) моделировать воспринимаемый мир (а также собственное поведение) и на этой основе вырабатывать цели и технологии преобразования этого мира.
5. В эволюционном движении Вселенной аксионное развитие сознательной природы приводит к созданию аксионной природы метасознательного уровня характеризующейся динамическими процессами иерархически четвертого уровня. Неаксионное развитие сознание, строящего свое бытие в космологическом паразитировании, ведет это сознание, как космологически неудачное, к самоуничтожению. См.: Космологическое паразитирование человечества; Движение нынешнего человечества по пути самоуничтожения.
Так как разнообразие возможных в создании уникальных динамических процессов иерархически третьего уровня практически неограниченно, то все варианты сознания во Вселенной в соответствии с генезисом их становления строятся в уникальной индивидуальности. Подобное разнообразие уникальных вариантов сознательной природы обеспечивает создание на основе и посредством их собственного развития соответствующе огромного разнообразия уникальных вариантов метасознательной природы. См.: Эволюция (универсальный механизм эволюции).
Человечеству присуще уникальное антропное сознание. В точности такое сознание никогда во Вселенной не существовало и не будет существовать, что предоставляет нам возможность создать собственный вариант уникального и при этом аксионного метаантропного метасознания и на этом основании сохранить наше антропное сознание в системе развития этого метасознания и, тем самым, сохранить его в последующем бытие и эволюционном движении Вселенной. См.: Сознание человечества и его космологическое предназначение.